Таблица горе от ума отношение. Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству

Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.

Характер Чацкого

Характер одного из главных героев этого произведения - Чацкого - довольно простой, но эмоциональный портрет его весьма многообразен, однако в общем он изображает Чацкого как положительного человека, который проявляет максимализм во всех своих действиях и чувствах. Он имеет незаурядный ум, ищущий познаний и совершенства, и обладает очень честолюбивым нравом. Отношение Чацкого к службе нужно рассматривать через призму того, что он был человеком просвещенным и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда притесняли русскую культуру и затрагивался вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совсем не разбирался в делах любовных, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, испытал разочарование.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич - молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил который резко критиковал России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество - это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

Отношение к богатству, чинам и т.д.

Отношение Чацкого к чинам и богатству отличается тем, что он хочет, чтобы человека оценивали по его личным качествам и достоинствам. Он признает свободу мыслей каждого человека в своих высказываниях и убеждениях. В свою очередь, не расценивает этих прогрессивных взглядов героя, оно оценивает людей по дворянскому происхождению и количеству крепостных. А мнение высшего общества свято и непогрешимо. Чацкий выступает за просвещение страны в литературе и искусстве путем научной работы, за единение светской интеллигенции с простым народом и против подражания иностранцам.

А вот комфортнее без книг и учений, оно рабски подражает всему заграничному, особенно французскому.

В любви Чацкий ищет искренности чувств, а в высшем свете везде присутствует притворство и брак по выгодному расчету.

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

к просвящению

4.Отношение к иностранному

5.Отношение к богатству и чинам

6.Отношение к любви,браку

7.Отношение к службе

8.Понимание слова ум

Служба:

"служить бы рад, прислуживаться тошно"

для него служба - тонкое дело, т.к. для продвижения по службе нужно прислуживаться тем, кто выше по чину.

"...учились бы на старших глядя: мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре - назолоте едал...дворе"

он очита службу главным "делом жизни"

Иностранное

"Сам погружен умом в зефирах и амурах...судьи... и в женах матерях...отрекся"

он патриот

"А дочек кто видал...выводят нотки"

он подстраивался под общестно своим отношением к иностранному

К любви, браку

Чацкий не видел брака без любви.

Для Фамусого брак должен быть по расчету. Считал, что любви вообще не существует.

Просвящение

"Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется....пожар!"

"Что нынче так же издревле хлопочут набирать учителей полых...и географом..."

"Собрать бы все книги да сжечь"

"Учение - вот чума...спиться..."

Идеал

для Чацкого - человек, любящий его искренне, без выгоды.

"Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя"

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему -
И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений
И его окончательное о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый .Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".
Фамусовскому обществу чужда родная , русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,-
Тот и жених.
Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.
Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый .Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!...
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком...
Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный добрый наш народ
Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ: 1)"Чины людьми даются,а люди могут обнануться." Сперва насмешливо,а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов,которые требуют рабской покорности,лицемерия и приспособленчества. 2)Фамусов:"При мне служащие чужие очень редки;Все больше сестрины,свояченицы,детки...Будь плохенький,да если наберетсядушь тысячки две родовых,-Том и жених." Молчалин:"ведь надобно ж зависеть от других. ...В чинах мы небольших" ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..." "Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников,я не из их числа" 2)Фамусов:"...Обычай мой такой:Подписано,так с плеч долой."Молчалин:"Ну,право,что бы вам в Москве у насслужить? И награжденья брать и весело пожить?" ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ: 1)Фамусов о Чацком(с ужасом) "Опасный человек!Он вольность хочет проповедать!Да он властей не признает!" Называет крепостников-помещиков "знатными негодяями",одни из которых "на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей,отцов отторженных детей",которые затем были все "распроданы по одиночке".Мечтает избавить русский народ от рабства. 2)Хлестакова:"От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку,-Вели их накормить,ужо,дружочек мой....От ужина сошли подачку"В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые "не раз и жизнь и честь его спасали",на трех борзых собак. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ: 1)Хорошо образован. фамусов о Чацком "...он малый с головой,и славно пишет,переводи"2)Хлестакова:"И впрямь с ума сойдешь от этих,от однихОт пансионов,школ,лицеев..."Скалозуб:"...Ученостью меня не обморочишь..."Фамусов:"...Ученье- вот чума,ученость- вот причина,Что нынче пуще,чем когда,Безумных развелось людей,и дел,и мнений" КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ: 1)"Есть люди важные,слыли за дураков... ... но призваны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны,хоть куда..." (Предполагают,что эти строки посящены Александру 1) Ум в понимание Чацкого- это просвещение,передовые взгляды,стремление искать блага не для себя,а для Отчизны.Для Фамусова- это ум бунтовщика,"карбонария".Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие(в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль,всякое искреннее чувство). 2)Софья(о Чацком) "Ум эдакий ли ум семейство осчастливит..." ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру,добиться чина,жить богато,жениться выгодно-"дойти до степеней известных".Это практический,житейский,изворотливый ум.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.