Тема недели старшая народные культура и традиции. Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Народная культура и традиции
Тема недели:
«Народная культура и традиции»
19.10.2015 по 23.10.2015г
Программное содержание :
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
НОД | ДАТА | ТЕМА | НОД | ДАТА | ТЕМА |
Познавательное развитие (расш.круг) | «Как избу построили» Куцакова, 13 | Худ.эстетическое развитие (рисование) | «Украшение фартучка» Комарова 38 |
||
Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 22 стр36 | Познавательное развитие (ФЭМП) | Занятие 4 И.А. Помораева В.А.Позина стр 19-21 |
||
Речевое развитие | Пересказ сказки Ушакова стр 34 | Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 23 стр37 |
||
Худ.эстетическое развитие (аппл/лепка) | «Украшения платочка» Комарова 38 | Физическое развитие (на улице) | Л.И. Пензулаева Занятие 24 стр37 |
||
Худ.эстетическое развитие (музыка) | По плану муз.руководителя |
Итоговое мероприятие недели –
День недели | Режим | ||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Понедельник | Утро | познавательное развитие; речевое развитие; | Утренняя гимнастика. Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием) Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят». Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением. | Д/и «Кто больше вспомнит? Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса. Дождь-льет, моросит, капает, хлещет; ворона-летает, каркает, сидит, ест | Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой под контролем взрослого, а затем самостоятельно.Способствовать формированию словаря: «полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое». | Внесение в изоуголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева. | Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей |
Познавательное развитие(расш.круг) | Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. «Как избу построили» продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, в различении и назывании цветов. | ||||||
Художеств.эстет.развитие (музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; | . « Зайка беленький». Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры. | С/р о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» Цель: развитие наблюдательности, внимания | Создать условия для п/и «У медведя во бору…» Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) . Постройки из песка, игры с выносным материалом. | |||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; | Закреплять навык аккуратно складывать одежду. Чтение сказки «Бычок-смоляной бочок» закреплять умение слушать сказку | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Чтение стихотворения «Маша варежку надела…..» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых | Д/и: "Составь картинку- матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук | Чтение потешки « Как у нашего кота…» Цель:знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру. (Наш дом – Южный Урал) (Приложение | Создать условия для с/р игры «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним (Приложение) | Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». |
Тема: «Народная культура и традиции»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
Вторник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика Беседы: «Дымковские чудо-игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими»Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры. | Д/и «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих | Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. | Создать условия для Развивающей образовательной ситуации «Мишка моет посуду» Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность. | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Худжеств.эстет.развитие (рисование) | «Украшение фартучка» Цель:учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены. Вызвать для показа ребенка. | |||||||
Физическое развитие | Занятие 22 Цели: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади опоры. |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Прыжки с места на двух ногах - энергично отталкиваться и правильно приземляться. Цель: развивать ловкость. | стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть | Создать условия для игры в песочнице «Построим терем для матрешки» Цель: учить детей играть дружно, группой, помогать друг другу. | |||||
Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи;Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько» | |||||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Пересказ сказки «Колобок»Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы воспитателя | Д.И. « Близко- далеко». Цель: обогащать словарь, формировать навыки свободного общения; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем | Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок» Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе. Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде(уборке игрушек). Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (помощник воспитателя). | Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место. | ||||
Прогулка. | физическое развитие. | ЭкспериментированиеНаблюдение за почвой в морозную погоду.Цель: продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Расширять словарный запас новыми словами: иней, изморозь. П/И «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. |
Тема: «Народная культура и традиции»
Среда | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Игра-ситуация «Зайцы и охотники» Цель: приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку) | Повторение потешки «Как у нашего кота» Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь. | Беседа: история Дымковская игрушка (Приложение) | Создать условия для рассматривания русской матрешки Цель: Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке | |
Непосредственно образовательная деятельность | Позновательное развитие(ФЭМП) | Занятия 4 Цель: продолжать учить считать в пределах 3 , соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. | |||||
Худ.-эстет.развитие(музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | П/и «Найди себе пару». Цель: выбирать себе по сигналу разные пары. | Трудовая деятельность Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой. | Создать условия для с/р игры «Детский сад, девочки матрешки вышли на прогулку » Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада | |||
Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | Чтение сказки «Лисичка соскалочкой»Знакомство с предметами обихода – скалкой. За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой. поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не заходить за контуры. Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положителный настрой. | Д/и «Дорисуй узор» Цель: учить внимательно изучать образец и выбирать нужные цвета. . Развивать интерес к изучению народных промыслов | Труд в уголке природы_ полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями, работа с календарем природы | Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола. | Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси» |
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за воробьями Цели: :расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках. Игры с выносным материалом. Тема: «Народная культура и традиции» | |||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Четверг | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. | Д/и «Где матрешка?» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). | Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. | Создать условия для «Магазин» (отдел игрушек). Цель: продолжать развивать умение распределять роли, объединятся для игр | Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». |
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употребляя форму повелительного наклонения глаголов. | |||||
Физическое развитие | 3анятие 23 Основные виды движений. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Цели:- учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега. | Трудовая деятельность Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе. | Создать условия для самостоятельной деятельности детей на прогулке. П/и «Догони меня». Цель: учить бегать в нужном направлении . Игры с выносным материалом | |||
Работа перед сном | социально-коммуникативное разви-тие; | Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному. |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. ХБТ. Мытьё игрушекИгр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились- запылились. Их нужно помытьПрактическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Чтоделаешь?(вытираю) Какие стали? (сухие) | Заучивание пальчиковой игры «Мы – веселые матрешки» (Приложение) | Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» | Создать условия для Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Чтение потешки «Ночь пришла, темноту увела». | Составление картотеки устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, потешки, |
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за птицами Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость. |
Тема: «Народная культура и традиции»
День недели | Режим | Интграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Пятница | Утро | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика (картотека) Проведение гимнастики под р.н. песню «Два весёлых гуся» Д/и «Дымковская игрушка» Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» | Дидактическая игра «Узнай роспись» Цель: учить сравнивать росписи и определять нужную. | Выставка книг: «Русские народные сказки» | Создать условия для Игра-инсценировка» У матрешки новоселье»(Гербова В.В.стр.52)Ц:формировать диалогическую речь. С/р игра «В гостях у матрёшки игра «Угощение» Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел |
Непосредственно образовательная деятельность | Худ.-эстет.развитие (аппл./лепка) | «Украшение платочка» Цель: Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. Итоговое мероприятие недели – выставка детских работ на тему «Народная культура» | |||||
Физ.развитие (на улице) | Занятие 24 Задачи. Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;физическое развитие | П/и «Поймай мяч». Цель: развивать ловкость. | Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду. | П/и «Кот на крыше», «Найди себе пару» Цели: развивать ориентировку в пространстве. Создать условия для игр с выносным материалом | |||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативноеразви-тие; | Игра «Передай другому» Цель: учить ласково обращаться друг с другом. Упражнение «Улыбнемся друг другу» | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажнымдорожккам д/и«Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. | Д/И «4-й лишний» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | Ситуативный разговор во время умывания (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода). Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико» (Наш дом –Южный Урал) | Создать условия для развивающей ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»; | ||
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за вороной Цели:расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Подвижные игры «Подбрось - поймай», «Найди, где спрятано». Цели: упражнять в бросании и ловле мяча; учить ориентировке в пространстве. |
Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»
Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»
Знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.
Планируемые результаты: овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»); умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька).
Материал: кот (игрушка); шкатулка с нитками и бумажками.
Словарная работа: кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».
Бабушка Арина встречает детей, рассаживает, их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Затем начинает припевать:
Посидите, детки, побеседуйте, Сказки,песенки да вы послушайте. Где я только ни бывала, Что я только ни слыхала. Побывалая во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину... Тень, тень, потетень, Выше города плетень.
Ой, кто это меня щекочет? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Ребята, позовите его ласково.
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.
Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки?
Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.
Дети повторяют потешку.
А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька, котя и т. п.)
Ах, ты, котенька, ты мой серенький, Как тебя не любить, хвостик беленький.
А петь котик умеет?
Котик просит спеть про него песенку-потешку еще раз.
Он дарит шкатулку, в которой лежат нитки и катушки, для игры с ним.
Бабушка объясняет, как сделать игрушку для кошек, которые живут у лих дома.
Т е м а: «К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ В ГОСТИ НА ОЛАДУШКИ»
Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.
Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.
Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.
Бабушка Арина встречает детей.
Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)
Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы), «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.
Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)
А для чего в избе печка?
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)
На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.
Как вы понимаете смысл поговорки?
Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.
Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).
Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)
Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)
Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)
Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.
Беседа: история Дымковская игрушка ,
пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Пальчиковая игра
Мы – веселые матрешки (показывают на себя)
На ногах у нас сапожки (показывают на ножки),
В сарафанах наших пестрых,
Мы похожи словно сестры (показывают друг на друга).
Мы веселые матрешки (показывают на себя),
Хороши у нас одежки (гладят себя по рукам).
Кружимся мы и танцуем (дети кружатся)
Хоровод водить мы будем (взялись за руки).
Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Народная культура и традиции»
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Цели деятельности педагога:
расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками; воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.
Понедельник
Утро
Рассказ воспитателя о народной культуре и традициях народов России – расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России (Вика Г., Кира, Алина)
Д\и «Полосатая салфетка» с палочками Кюизенера – развивать логическое мышление (Илья, Егор)
Ситуативный разговор о культуре приёма пищи в разных странах – расширение кругозора, воспитание КГН.
Игры с пазлами, разрезными картинками: «Выложи узор», «Составь картинку»
1. Коммуникативная деятельность (Развитие речи) «Сочинение сказки на предложенный сюжет» (Ушакова с. 173)
Цели: связная речь – формировать умение составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;
Словарь и грамматика – закреплять умение выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.
Средства: иллюстрации с изображение героев русских народных сказок, игра «Отгадай сказку»
Способы: рассматривание иллюстраций, беседа о сказочных героях, самостоятельные рассказы детей, игра «Угадай сказку», «Продолжи сказку», рефлексия.
2. Изобразительная деятельность. Лепка «Бабушкины сказки» (Лыкова с. 108)
Цель: формировать умение детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Средства: пластилин, стеки, бусины, бисер, лоскутки, трубочки для коктейля, зубочистки, втулки, кусочки фольги, фантики, картон или небольшие коробки для подставок, салфетки бумажные и матерчатые, стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки».
Способы: чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседа, обсуждение способов лепки, пальчиковая гимнастика «Братцы», самостоятельная работа детей, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (Физическая культура) (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Прогулка
Разучивание с Данилом и Егором прибаутки «Федул, что губы надул?» - развивать речь, знакомить с устным народным творчеством.
Рассматривание коры деревьев – конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования.
Труд на участке: строительство для кукол горки из снега – формировать соответствующие навыки и умения.
П/и «Волк во рву» - развивать двигательную активность, быстроту реакции
Самостоятельная деятельность по интересам детей – расширять круг общения, находить общий язык со всеми желающими поучаствовать в игре.
Вечер
Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» -беседа по содержанию сказки (Ксюша, Вика Л.)
Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством (подгруппа детей)
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы».
Игры на музыкальных инструментах.
Вечерняя прогулка
Д/и «Отгадай-ка!» - развивать внимание, расширять словарный запас (Макар, Глеб) Рассматривание коры деревьев – расширять кругозор, воспитывать интерес к живой природе.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
П/и «Жмурки» - продолжать знакомить с народными играми.
Вторник
Утро
Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа (Варя, Настя, Таня)
Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» с Максимом, Ильёй – развивать речь.
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Составление фигур птиц и кормушек с помощью блоков Дьенеша и счётных палочек.
Игры в лото.
1. Математическое развитие. Тема: № 29 «Площадь. Измерение площади с помощью мерки» (Сычёва - 2 с. 11)
Цели: формирование представлений о площади фигур, знакомство с методами сравнения площади фигур, развитие общей и мелкой моторики.
Средства: магнитная доска, сюжетная картина к тексту, силуэтные изображения двух берёзовых листьев, отличающихся размером и цветом, конверты с силуэтными изображениями двух прямоугольных шарфиков разной длины с узором, составленным при помощи чередования двух контрастных по цвету, но одинаковых по ширине полос (для каждого ребёнка, поднос, набор, в него входят: линейка, лист белой бумаги, 2-3 картонных шаблона геометрических фигур, в том числе и ромб (для каждого ребёнка, рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Введение в тему (рассказ воспитателя по сюжетной картинке, вопросы воспитателя, сравнение фигур по площади с помощью мерки, физкультминутка «Зимнее утро», работа в тетрадях, рефлексия.
2. Коммуникативная деятельность. Чтение художественной литературы «Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» (Ушакова с. 177)
Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.
Средства: иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников»
Способы: беседа с детьми о зимних забавах, рассказывание сказки «Снегурочка», обсуждение сказки с детьми, рассматривание иллюстраций к сказке, упражнение «Скажи по-другому» (фразеологизмы, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе)
Задачи: развивать умение детей начинать и прекращать игру по сигналу воспитателя, быстро и чётко выполнят команды, построения, выходить на определённое место.
Прогулка
Д/и «Что это за птица» - развивать внимание, сообразительность (Маша, Ксюша)
Наблюдение за воронами и галками – развивать интерес к природе, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания, обогащать словарный запас.
Труд на участке: подметание дорожек на участке младших групп – воспитывать желание оказывать посильную помощь младшим, заботиться о них.
П/и «Не попадись!» - развивать ловкость, быстроту реакции.
Самостоятельная двигательная деятельность – расширять спектр подвижных игр.
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «В гостях у тётушки Алёны» -продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, уточнять представления о церкви, храме, иконе; познакомить с христианским праздником – Рождеством; воспитывать потребность в хороших делах, поступках (подгруппа детей)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Хозяйственно-бытовой труд: стирка салфеток – формировать умение аккуратно отжимать и развешивать салфетки для просушки, воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Конструирование по схемам на тему «Дворцы и избы»
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение «Попади в цель» - развивать глазомер, ловкость (Вика Г., Дима) Наблюдение за воронами и галками – развивать наблюдательность, интерес к окружающему.
Труд на участке: лепка снежной бабы – вызвать интерес к сооружению построек из снега.
П/и «Два мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельные игры со снегом – развивать фантазию, воображение.
Среда
Утро
Беседа на тему «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям. (подгруппа детей)
Д/и «Одень куклу в национальный костюм» - закреплять знание элементов русского народного костюма (Алина, Ксюша, Вика Г.) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Работа с дежурными по столовой - продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.
Игровая ситуация «Выступление вокального ансамбля «Рябинушка»: подбор концертных костюмов.
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи) «Пересказ сказки «У страха глаза велики» (Ушакова с. 168)
Цели: связная речь – формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей;
Словарь и грамматика – закреплять умение объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.
Средства: текст сказки «У страха глаза велики», стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»
Способы: чтение воспитателем сказки, вопросы к детям, пересказ сказки детьми по ролям, игра «Как сказать правильно?», чтение воспитателем стихотворения «Это правда или нет?», обсуждение стихотворения, игра «Дом – домище», игра «Закончи предложение», рефлексия.
2. Изобразительная деятельность Аппликация на тему: «Избушка на курьих ножках» (Лыкова с. 110)
Цель: формировать умение находит аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний (избушка). Направить на поиск средств художественной изобразительности. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.
Средства: цветная и фактурная бумага, цветные бумажные салфетки (для обрывной аппликации, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые.
Способы: художественное слово (стихотворение С. Есенина «Колдунья», рассматривание иллюстраций с изображением сказочных домиков, самостоятельная деятельность детей, рефлексия.
3. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Прогулка
Д/и «Сплетём венок из предложений» - формировать умение составлять небольшой рассказ на заданную тему (Глеб, Илья, Макар)
Наблюдение за птицами – воспитывать наблюдательность, любознательность.
Опыт «Таяние и замерзание воды» - развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Труд: кормление птиц – воспитывать желание заботиться о пернатых.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельна двигательная деятельность – закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, привлекать в игру новых игроков
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Устройство русской избы» - продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей; дать возможность применить в игре подлинные предметы старины; воспитывать интерес к жизни предков (подгруппа детей).
Чтение русских народных сказок по выбору детей.
Развивающая образовательная ситуация «Почему мы помогаем зимой пернатым друзьям?» - побуждать к умению сочувствия, сопереживания к братьям нашим меньшим.
Подбор атрибутов для игр по мотивам русских народных сказок
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение: скольжение по ледяной дорожке – удерживать равновесие, развивать ловкость (Егор, Данил)
Знакомство с пословицей «Покорми птиц зимой – послужат тебе весной» - продолжать знакомить с устным народным творчеством, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие.
П/и «Два Мороза» - закреплять умение выбирать водящего с помощью считалки.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Четверг
Утро
Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства. (Ксюша, Алиса)
Рассказ воспитателя о традициях гостеприимства на Руси.
Д/и «Найди ошибки» с конструктором ЛЕГО – формировать умение разбираться в несложных схемах постройки (Илья, Дима)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Ситуативный разговор «Что ели наши предки? Какие правила поведения за обеденным столом они соблюдали?» - познакомить с особенностями приготовления и употребления пищи наших предков, умение сопоставлять прежние и современные правила поведения за столом.
Игры в кукольном уголке «Встречаем гостей»
1. Социальный мир «Праздники на Руси» (Горбатенко с. 133)
Цель: формировать представление детей о праздниках на Руси (святки, об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.
Средства: иллюстрации
Способы: рассказ воспитателя «Как в гости ходили?», игра-драматизация «Не красна изба углами, а красна пирогами», рассказ воспитателя о Масленице, пение песен о масленице, обряд «Угощение блинами» (рефлексия)
2. Познавательно-исследовательская деятельность. Математическое развитие. № 30 «Измерение формы и площади геометрических фигур» (Сычёва - 2 с. 15)
Цели: развитие навыков преобразования геометрических фигур по заданию и замыслу, развитие логического мышления, развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.
Средства: магнитная доска, серия картин к тексту, набор, в него входят: ножницы, геометрические фигуры из бумаги разного цвета – квадрат со стороной 4 см., прямоугольник – 46 см., равносторонний треугольник со стороной 6 см. (для каждого ребёнка, поднос, по два комплекта карточек с записью чисел от 10 до 18, рабочие тетради и цветные карандаши (по количеству детей)
Способы: введение в тему (рассказ воспитателя по сюжетным картинам, вопросы воспитателя, практическая работа: изменение формы и площади геометрических фигур, физкультминутка «Ветер», работа в тетрадях, числовой диктант, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка
Физкультурное упражнение «Скольжение после разбега по ледяным дорожкам стоя, присев» - развивать ловкость, умение сохранять равновесие (Глеб, Илья, Егор)
Наблюдение за птицами – формировать умение в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой.
Трудовое поручение: помочь дворнику расчистить дорожки от снега – воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Русская народная игра «Змейка» - развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные творческие игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Вечер
Досуг «Игровая карусель» -закреплять умение детей отгадывать загадки, читать потешки, петь песенки, играть в народные игры; развивать физические качества, творческие способности, фантазию, логическое мышление, смекалку, быстроту реакции; воспитывать любовь к русскому народному творчеству (подгруппа детей)
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Чтение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» - продолжать знакомить детей с литературным наследием, воспитывать любовь к русским сказкам.
Изготовление кукол-оберегов из ниток.
Вечерняя прогулка
Д/Игра «Расскажи без слов»- вовлечь в игру Киру, Алису, Машу.
Наблюдение за снежинками.
Труд на участке: подгребание снега к стволам деревьев – воспитывать желание заботиться о растениях.
Русская народная игра «Волк» - развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность детей – развивать самостоятельность в выборе занятия по интересам.
Пятница
Утро
Ситуация общения «Что такое устное народное творчество? Какие виды устного народного творчества вы знаете?» (Настя, Таня, Варя)
Д/упр. «Расскажи свою любимую потешку (считалку, скороговорку, пословицу или поговорку) - выявить знание детей малых фольклорных форм (Алиса, Ксюша)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по занятиям – совершенствовать умение дежурных быстро и правильно готовить рабочие места для занятия без подсказок воспитателя, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
1. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: способствовать восприятию музыкального произведения, умению дать оценку характеру музыки; развивать танцевальные движения у детей, умение выполнять движения в парах, воспитывать внимание, дружелюбие.
2. Изобразительная деятельность (рисование) «Баба-Яга и Леший» (Лыкова с. 112)
Цель: формировать умение детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Формировать умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.
Средства: краски акварельные и гуашевые, цветные карандаши, пастель, простые карандаши, листы бумаги белого, светло0голубого и светло-жёлтого цвета, кисти разных размеров, баночки с водой
Способы: рассматривание аппликаций избушек на курьих ножках, беседа, творческое фантазирование детьми на тему сказочных сюжетов, чтение стихотворения В. Шипуновой «Лесная небылица», самостоятельная работа детей, рефлексия.
3. Природный мир Тема: «Волк и лиса – лесные хищники» (Бондаренко с. 172)
Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Средства: игрушка-заяц, картины «Заяц на лежке», «Волчья стая зимой», «Лиса», «Медвежья берлога», модель «Длинные и короткие ноги», контуры дома, деревьев, картинки с изображением волка и лисы.
Способы: мотивационный момент - появление зайчика, загадки о лесных хищниках, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и волка, работа по моделям «Длинные и короткие ноги», физкультминутка «Зайцы скачут», сочинение писем волку и лисе, рефлексия.
Прогулка
Д/и «Птицы» - закреплять знания о повадках и образе жизни зимующих птиц» (Вика Г., Кира) Наблюдение за поведением птиц у кормушки – развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд: уборка снега на участке – напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников, формировать умение работать слаженно, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.
П/и «Угадай, что поймал» - развивать внимание, быстроту реакции.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать творческие способности при сооружении построек из снега.
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Устное народное творчество – былины» - закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: скороговорки, пословицы и поговорки, считалочки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, песни; познакомить с былиной; подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад; воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу.
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Коллективный труд: наведение порядка в шкафчиках с игрушками; ремонт коробок и настольных игр; пришивание петель к полотенцам.
Самостоятельная работу в уголке для творчества: плетение из бисера закладок для книг, поясов.
Вечерняя прогулка
Беседа о былинах – закреплять представление детей о жанрах русского устного народного творчества (Макар, Кирилл)
Наблюдение за падающими снежинками. Загадывание загадок о снеге.
Трудовое поручение: посыпание дорожки песком - воспитывать трудолюбие, заботу о ближних.
П/и «Лягушки и цапля» -развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные игры детей по интересам с выносным материалом.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.
Задачи :
Прививать любовь к Родине.
Развивать интерес к её истории, культуре, быту.
Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.
Разделы комплексного плана:
Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)
Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.
Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.
План разработан на весь учебный год, удобен в работе.
- Мероприятие включает в себя несколько частей:
- ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
- разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
- хоровод или танец;
- показ презентации по теме праздника;
- проведение обряда;
- проведение русских народных подвижных игр.
- Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
- Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
- Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
- Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
- Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
- Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
- В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
- В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.
Практическая значимость:
- Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
- Способствует развитию культуры общения, речи.
Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.
Литература:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.
Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.
Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».
Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Познание» - развитие кругозора
Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» –конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.
Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.
картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;
иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;
готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора
бросовый материал для изготовления макета «Подворье»
формы для выкладывания на фланелеграфе узора
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»
иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек
разукрашивание предметов быта, обводки по контуру
для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;
куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме
раскраски «Дымковская игрушка»;
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
рассматривание книг, обсуждение;
рассматривание предметов на тему «Русской избы»,
подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;
посетить музей декоративно-прикладного искусства;
нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;
рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;
развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);
рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;
использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;
изготовления макета «Подворье»;
выкладывания на фланелеграфе узора;
знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;
организация подвижных игр;
рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;
Гигиенические процедуры
использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;
ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);
знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;
потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»
Завтрак, обед, полдник, ужин
Прогулка
Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»
Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
экспериментирование с водой, глиной;
рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;
проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;
образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
просмотр СД дисков с народными сказками;
разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;
рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;
чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;
использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;
русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;
игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;