Типы и виды фактуры Классификация фактуры (общие принципы и критерии). Какой бывает музыкальная фактура Музыкальная ткань

(словарь)

Фактура – характер изложения музыкального материала произведения (его музыкальная ткань).

регистром, диапазоном, принадлежностью к муз.складу и др.

Музыкальный склад – наиболее типичный способ изложения материала.

(монодия, от греч . (греч. poly –много, phon ё- (греч. homos –равный) -

monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо-

точно самостоятельных ническим сопровожде-

усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали

лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью.

дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих-

аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность -

лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони-

зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак-

кордовая фактура при

Два типа полифонии: отсутствии выразитель-

контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса), .

имитационная (подражание),

общие мелодические обороты.

гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).

В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М.,1960):

- гармоническая фигурация , - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов).

- ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll).

- колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),.

- мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.)

В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).

Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки.

(Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).

4типа неак. звуков.

На сильном времени (такта или метрической

доли) – задержание ,- неак. звук, задерживающий

появление аккордового тона:

Н
а слабом времени –вспомогательный ,


опевающий:

- проходящий , – неак. звук в поступенном

(
гаммообразном) движении:

- предъем , – неак. звук, появляющийся

ранее своего аккорда:

Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.

Типы многоголосия русской народной песни

Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

Гетерофония (от греч. heteros-другой; другой звук, разноголосие ), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).

Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094 ) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,

«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».

Строго и сосредоточенно звучат молитвенные аккорды духовного песнопения под сводами собора… Встревоженно переливаются фигурации в первой части фортепианной Людвига ван Бетховена… Ведут вежливый спор голоса в фуге Иоганна Себастьяна Баха… Столь различный облик этих произведений объясняется многими их чертами, и далеко не последнюю роль играет разница в фактуре.

Фактурой называется строение музыкальной ткани, ее склад, совокупность и взаимодействие ее «составных частей». Если музыкальная форма организует произведение «по горизонтали», упорядочивая его развертывание во времени, то фактура – это «вертикальный срез», ее можно назвать «пространственной координатой». Он нее зависит, ощутим ли мы при прослушивании музыки бескрайний простор или надвигающуюся лавину, легкую полетность или тяжелую поступь.

Разные исторические эпохи порождали свои типы музыкальной фактуры. Самая древняя ее разновидность называется монодией (от греческих слов «моно» – один – и «ода» – песнь, таким образом, монодия – это то, что «поет один»). Так называют одноголосную мелодию – и не просто одноголосную, а по природе своей не предполагающую никаких других голосов, самодостаточную. Таковы, например, русские народные песни в жанре протяжной (другими они и не могли быть – ведь никто не аккомпанировал женщине, поющей длинными зимними вечерами за прялкой о своей тяжкой женской доле).

Столь же древним видом фактуры считается гетерофония: в движении нескольких голосов некоторые из них «отступают» от основной мелодии (изначально это было обусловлено и индивидуальными голосовыми различиями, и фантазией каждого из участников исполнения). Отступление может быть разным – от движения параллельными интервалами до появления относительно самостоятельных подголосков.

Следующим по «старшинству» типом фактуры можно назвать полифонию. Она бывает разной – в музыкальном фольклоре разных народов часто встречается подголосочная полифония, а в профессиональной музыке полифония строгого стиля хронологически предшествовала полифонии свободного стиля.

Большинству наших современников, пожалуй, наиболее близка и знакома гомофонно-гармоническая фактура – мы услышим ее и в сонатах , и в операх , и даже в песнях, которые звучат на современной эстраде. Ее главная особенность – четкое разделение на главенствующий мелодический голос и все остальные элементы, которые его сопровождают.

Особый тип фактуры – аккордовая, ее еще называют хоральной, поскольку она особенно типична для духовных песнопений (хоралов).

Весьма необычные варианты музыкальной фактуры породил ХХ век – им зачастую даже трудно дать однозначное определение, настолько «разорванной», рассредоточенной по регистрам может становиться музыкальная ткань. Но в музыке Новейшего времени фактура может играть определяющую роль, становясь главным выразительным средством, в то время как мелодии вообще может не быть.

От начала-1.24

Любой из этих типов фактуры, сформировавшись в определенную эпоху, оставался в «арсенале» средств музыкальной выразительности и продолжал использоваться композиторами. Выбор фактуры – как и любого другого средства музыкальной выразительности – диктуется сущностью образа. Например, для создания образа величественного или возвышенного идеально подойдет хоральная фактура, а для выражения трепетного чувства – гомофонно-гармоническая, состоящая из выразительной мелодии и взволнованного аккомпанемента.

Небольшое произведение (например, романс или прелюдия) может быть выдержано в одной фактуре (впрочем, не обязательно), но в произведении крупном смена типов фактуры неизбежна. Например, в некоторых сонатах Людвига ван Бетховена наряду с гомофонией присутствуют полифонические разделы. Фактура может быть смешанной – в гомофонно-гармоническую музыкальную ткань могут вводиться полифонические элементы (подголоски, контрапункты). Смена фактуры – одно из самых впечатляющих средств музыкального развития, она всегда углубляет и подчеркивает контрасты, достаточно вспомнить, как в начале фортепианной Ференца Листа грозная «речь», излагаемая в октаву, сменяется весьма плотной музыкальной тканью, заполненной тревожно «бегущими» мелкими длительностями – и вот уже обозначен главный конфликт произведения… А как впечатляют изящные фигурации, «разбавляющие» сдержанную аккордовую структуру темы в первой части Вольфганга Амадея Моцарта!

Но, хотя даже в одном произведении могут сочетаться различные виды фактуры, все же у каждого композитора есть свои излюбленные приемы, которые определяют его творческий облик не в меньшей степени, чем характер мелодий. И потому музыканты и любители музыки очень часто говорят о «прозрачной фактуре» или «мощной фактуре» .

Все права защищены. Копирование запрещено

4 четверть, 1 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА: Пространство фактуры.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкальной фактуры

Задачи:

Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «фактура»;

Уметь различать фактуру в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;

Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: С. Рахманинова - «Весенние воды»; Ж. Бизе «Утро в горах».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

Исполнение (попевка, разучивание песни)

Просмотр наглядного материала.

Ход урока:

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Дети заходят под музыку

Организационный момент: представление и музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….

Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

о музыкальной фактуре.

Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.

Итак мы сегодня будем говорить

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

4. Изучение нового материала

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень»

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!»

Слушание

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Что изображает?

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой.

Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Расширение музыкального и общего культурного кругозора

6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

Мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Ответы детей

Итак, что же мы видим, что связано в фактурой?

1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

7. Домашнее задание

8. Распевание и разучивание

Работа над песней «Песня про жирафа»

Музыкальная практика – сочинение, исполнение, восприятие, анализ музыкальных произведений – связана с осознанием разных форм изложения. Она требует понимания того, как организована (или как должна быть организована) музыкальная ткань в каждом конкретном случае. Такое понимание дает анализ фактуры: определение количества голосов, степени их ритмо-интона-ционной индивидуализации, соотношений друг с другом, функций (ролей) в музыкальной ткани (мелодия, бас, средний гармо­нический голос, подголосок и т.д.). Соотнесение результатов этого анализа с фактурными классификационными критериями позволяет определить особенности строения музыкальной ткани в каждом конкретном случае.

Анализ фактуры начинается с определения ее типа. Классификация типов музыкальной фактуры основана на двух критериях: 1) число голосов, 2) число мелодически значимых голосов.

По первому критерию выделяется одноголосное или много­голосное (с количеством голосов большим, чем один) изложение. При этом, определяя количество голосов в музыкальном произведении, следует иметь в виду, что иногда в одноголосии при его особой звуковысотной организации возникают скрытые мелодические линии. В результате образуется одноголосная ткань особого рода – со скрытым многоголосием. В соотношениях скрытых мелодических линий угадывается логика, например, параллельного двухголосия, где ясно слышны скрытые параллельные сексты: косвенного двухголосый: параллельного и косвенного трехголосия:

Обратный случай, когда многоголосная музыкальная ткань организована таким образом, что она как бы сворачивается в уплотненную, «утолщенную» одноголосную линию. Так происходит при удвоении (утроении и т.д.) мелодии другими голосами в какой-либо интервал или интервалы.

Напомним, что анализ фактуры по второму критерию сопряжен с определением количества содержащихся в ней мелодически значимых голосов. Мелодически значимый голос (или голоса) имеет интонационно характерную, развитую мелодическую линию, разнообразный ритм. Выявление таких голосов позволяет сделать вывод о степени мелодизации музыкальной ткани: все или не все ее голоса мелодически значимы. При этом выделяются два основных типа фактуры: полифонический (если все голоса музыкальной ткани мелодически значимы) и гомофонный (при наличии одного мелодически значимого голоса). Есть еще смешанный тип изложения, сочетающий в себе черты обоих основных: не менее двух мелодически значимых голосов – при наличии еще и гармонически сопровождающих.

Полифония

Термин «полифония» происходит от греческих слов poly – много и phone – звук. Буквальное его значение – многоголосие. Но не любое многоголосие называют полифоническим, а только такое, в котором, как уже было сказано, все голоса мелодически значимы. Именно поэтому полифонию иначе называют «ансамблем мелодий».

Подголосочная полифония возникает при одновременном изложении мелодии и ее варианта-подголоска (или вариантов-подголосков). Подголосок, как правило, сохраняет интонационную основу мелодии, от которой он ответвляется, и может быть ей в ритмоинтонационном отношении в разной степени близок. Подголосок тем ближе к ведущей мелодии, чем продолжительнее он с нею движется эквиритмически, параллельно, и тем дальше от нее, чем больше между ними различий.

Контрастный вид полифонии образуется при одновременном изложении разных мелодий.

Различия между ними прежде всего ритмические, но также и в рисунке мелодической линии.

Имитационный (лат. imitatio – подражание) вид полифонии складывается при повторении обычно непродолжительной мелодической темы, только что прозвучавшей в другом голосе.

Часто различные виды полифонии взаимодействуют. Например, в приведенном ниже примере верхний и средний голоса – тема и подголосок, а нижний им контрастирует.

В контрастной полифонии, как уже отмечалось, одновременно проводятся разные темы. В имитационной полифонии главный голос – излагающий тему, и эта функция поочередно переходит от одного голоса к другому. Передав тему другому голосу, первый становится подчиненным – он ведет теперь сопровождение (противосложение) к теме.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.