Устное народное творчество. (8 класс)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Что на уроке литературы мне нравится больше всего?
Золотое наследие русской старины. Устное народное творчество
Обрядовые Необрядовые Русские народные песни:
Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Лирическая песня
Вступление Произведения УНТ (фольклора) многообразны. Это и сказки, и песни, и пословицы, и много-много других. Мы не сможем найти конкретного автора этих произведений, их автор – народ. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа
Основная часть Любая сказка чему-то учит: добру, справедливости, смелости. В ней всегда осуждается трусость, подлость. В пословицах и поговорках……. А каких только песен не придумал народ!....... Многие из них несмотря на «почтенный возраст» могут заставить задуматься и современное поколение и даже…. Фольклор богат и произведениями для детей (……..), которые ……. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа
Заключение Таким образом, произведения УНТ показывают нам, как правильно жить и поступать, учат и развивают нас….. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа
Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом. Исторические песни и Предание
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» Исторические песни и предания
О Пугачеве
«О покорении Сибири Ермаком»,
Пересказ предание «О покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"
Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...
Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....
Былина - произведение устного народного творчества, воспевающее ……
Былина состоит из следующих частей:
1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);
2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);
3) завязка (важное событие);
4) кульминация (центральное событие);
5) развязка (победа положительного героя);
6) концовка (воздаётся слава герою).
Художественные особенности былины:
1) повторы слов, выражений, эпизодов;
2) обращения;
3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).
Былинный стих - особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).
Былины. Художественные особенности былин.
Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)
Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)
Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)
Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)
Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)
Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)
Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином . В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно . Повествование ведётся медленно, не спеша . (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные . Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)
Чтобы придать напевност ь былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия , явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами . (Здесь заканчивается слайд 14)
Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:
То старина, то и дёянье,
т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)
Главный герой былин - русский богатырь . Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)
В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами . В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)
Употребляются отрицательные сравнения :
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю . У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)
Былина произносится нараспев . Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)
В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле . В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны .
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки
Урок литературы в 8 классе
Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга
- повторить жанры устного народного творчества;
- показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;
- развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.
- Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.
- Вспомните, какие фольклорные жанры вам знакомы по предшествующим классам? Продолжите заполнять таблицу. При необходимости обратитесь к учебнику и Краткому словарю литературоведческих терминов, помещённому в конце 2-й части учебника (с. 388)
Термин
Определение
Примеры
Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях
«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»
Поговорка
Пословица
Предание
Прибаутка
Скороговорка
Частушка
Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме
Группы русских народных песен
Устный анализ лирической песни по предложенному плану
- Выразительное чтение песни.
- Смысл названия песни.
- Кто и когда мог её исполнять?
- Каким чувством проникнута песня?
- Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
- Из каких частей она состоит?
- Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
- Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
- Повторы ____________________________
- Олицетворения _______________________
- Метафоры ___________________________
- Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
- Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
- Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?
- Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
- Постоянные эпитеты ____________
- Повторы _______________________
- Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
- Расскажите о своеобразии жанра частушек.
- Как они исполняются?
- Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
- Определите, с какими темами связаны частушки.
- В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?
- В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
- Повторы ________________________________
- Эпитеты ________________________________
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________
Рефлексия
НА УРОКЕ
Я УЗНАЛ…
Я НАУЧИЛСЯ…
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…
Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…
МОЁ НАСТРОЕНИЕ…
Домашнее задание
Стр. 13, № 1-2.
- Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
- Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Пугачёве
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
- Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
- Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
- Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
- Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
- Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg
Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017
Ответы к стр. 8 — 11
1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.
Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .
2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Это скороговорка.
3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.
Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.
LП SWPИ VSGГ LIOB WSOP IVK LA
ПРИГОВОРКА
5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.
Колыбельные песни, плясовые песни, приговорки , заклички , хороводные песни .
6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.
Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!
Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!
В первой закличке просят, чтобы дождь пошёл, во второй — прекратился .
7. Сочини песенку-закличку на любую тему.
Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!
8. Допиши текст необходимыми словами.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни
.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древних
времён, живут в нашем родном языке и используются в речи
.
9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.
Жили-были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Это докучные сказки .
10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.
ИЛЗАКС ЕЫНЧУКОД
Докучные сказки
11. Узнай значение однокоренных слов, которые относятся к разговорной речи.