Вечная тема жизни и смерти бунина. Философия жизни и смерти в рассказах И.А

Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника - "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско"), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков "вечного счастья". Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой контрастности характеров и противопоставлениях основных начал бытия. "Его болезненно занимали текучесть времени, старость, смерть..." - подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бунина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгляды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творчестве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда покинуть родную русскую землю, к которой он был привязан "любовью до боли сердечной". Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти.

Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами ("На край света"), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: "И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги..." И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед лицом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без сомнения, может только человек, который сам всей душой предан родине, жизнь которого может полноценно протекать только в окружении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и потому разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью.

"Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, - пишет Бунин в "Жизни Арсеньева". - Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я". Писатель говорит от лица своего героя, но на самом деле - это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно "Жизнь Арсеньева" часто относят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это "обостренное чувство смерти", основанное на таком же "обостренном чувстве жизни", было характерно для самого автора. Постоянно наблюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пытается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с "вечностью" и "бесконечностью". Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в историческом развитии, признаки ее бесконечности.

Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы "продолжиться" в веках. Именно поэтому некое "продление" жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. "Блаженные часы проходят и... надо, необходимо... хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти..." - отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни - основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. "Все проходит. Все забывается", - говорит герой рассказа "Темные аллеи" Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: "Все проходит, да не все забывается".

Нельзя допустить, чтобы все было забыто, - такова твердая позиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята критиками при жизни писателя.

Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истолкования его произведений как "упаднических", "пессимистических", "безрадостных". Он не был согласен с тем, что его творчество - это творчество "увядания", не было в нем той "грусти запустения", о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повестях. Именно как о произведении, "овеянном легкой грустью и лирикой увядания и запустения", писали о повести "Деревня". Бунин был с этим категорически не согласен: "Это совершено неверная характеристика. В действительности в "Деревне" ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения". В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальность - действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным родины, - не так радостна, как ему хотелось бы.

Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно связана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Советскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: "Очень хочу домой", через несколько дней А. Н. Толстому - о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война... Бунин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечатление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бытия, философские углубления в проблемы жизни и смерти.

При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор сознает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человечества. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведениях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России - грустный: от элегии до крайней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному - тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда "Слепой", обиженного жизнью и все же славящего ее: "Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость... Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброе, та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть".

Любые образовательные работы на заказ

Курсовая

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним...

Обостренное чувство смерти в творчестве И.Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Писатель о рано возникшем у него ощущении кратковременности бытия
  • («Жизнь Арсеньева»). Обращение к творчеству как к одной из попыток преодоления смерти
  • 2. Тема смерти как одна из важнейших на протяжении всего творчества Бунина
  • («Захар Воробьев», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»,
  • «Чаша жизни» и др.)
    • 2. 1. «Захар Воробьев»
    • 2. 2. «Сосны»
    • 2. 3. «Легкое дыхание»
  • 3. Любовь и смерть в творчестве Бунина
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Бунина до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому он приходит, можно, вероятно, сформулировать следующим образом: в хаотическом мире, в который приходит человек на очень небольшой отрезок времени, и сама жизнь, которая дается ему, но никому, кроме Бога, по не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто «неразводимыми». Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. «Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…» — отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни — основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. «Все проходит. Все забывается», — говорит герой рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: «Все проходит, да не все забывается» .

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Бунин , И. Избранная проза . Критика и комментарии / И. Бунин. - М., 1998.- С. 577−588.
  2. Карпов , И. П. Проза Ивана Бунина : кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей / И. П. Карпов. - М., 1999. - С.105−153.
  3. Мескин , В. А. Любовь в прозе И . Бунина: диалог с предшественниками / В. А. Мескин // Русская словесность. - 2005.- № 5. - С. 20−23.
  4. Сухих , И. Художественный мир Бунина / И. Сухих// Звезда. - 2009. -№ 2. - С. 228 - 231.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Первым большим историческим делом, связанным с именем Тредиаковского, была реформа стихосложения (17 341 735). Реформа эта ни в каком прямом отношении не находится к ранним опытам некоторых образованных иностранцев писать русские тонические стихи. Для шведа, датчанина и немца, которого случай забросил в Московское государство, естественно было, когда он узнавал язык, слагать стихи по германской...

Дипломная

Мы имеем у Ахматовой обычно «не самую лирическую эмоцию в ее уединенном выражении, а повествование или запись о том, что произошло. Если не это, то - или обращение к нему (ты), молчаливое присутствие которого создает ощущение диалога, или форму письма» (23, с.17). Чаще Ахматова пользуется обращением ко второму лицу, которое либо ощущается присутствующим, либо мыслится как присутствующее. Многие...

Но как ни пытается эта душа поверить в уже готовый источник спасения - в последнем, самом честном усилии она его не находит: «Постепенно в его сознании происходил слабый свет сомнения и жалости к себе. Он обратился памятью к Розе Люксембург, но увидел только покойную исхудалую женщину в гробу, похожую на измученную роженицу». Роза - мертва, она лишь женщина, и ее тоже надо спасти из могилы...

Контрольная

Во всех трагедиях он соблюдает формальный черты, эстетического канона классицизма: концепция трагедии заключается в пяти актах, в которых наблюдается единство времени, места и действия. Все трагедии Сумарокова написаны каноническим благородным александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой). Оосновной чертой осмысленной ориентации писателя на создание национальной жанровой модели это...

В сравнительном литературоведении творчество многих выдающихся писателей XX столетия неоднократно сравнивается с чеховским наследием. В числе этих писателей Э. Хемингуэй и У. Фолкнер, В. Вулф и А. Миллер, Д. Б. Пристли и Т. Уильямс, Гарсия Лорка и И. Вазов, Елин Пелин и У. Сароян, Т. Манн и многие другие. В результате таких исследований выясняется, что Чехов оказал могучее влияние на развитие...

Автор подчеркивает странность и необычность, которая сопровождает вроде бы обычный ход вещей, создает несколькими скупыми красками напряжение «подъехал он к воротам какогото дома, никого не видно; взошел на крыльцо, словно никто и не слышит». И вот кульминация зрелище совершенно необычное даже и для наших дней заяц, пугливое животное, играющий у ног Февронии. Эта деталь сразу придает облику...

Язык располагает специальными средствам усиления изобразительности и выразительности, к которым относятся словесные фигуры. Выдающиеся русские писатели в своих произведениях искусно пользовались всем разнообразием языковых средств для создания словесных образов, будь то пейзаж или портрет, описание обстановки или повествование о событии. Как верно заметил А. И. Куприн, «Русский язык в умелых...

Дипломная

Трудно не согласиться с мнениями многих исследователей, что общие закономерности, периодизация, тенденции функционирования и стратификация русской лексики уже достаточно изучены. Однако практически все исследователи отмечают, что опубликованные в последнее время источники дают разнородный и разнокачественный материал. В историческом аспекте труды исследователей не могут не опираться на данный...

Курсовая

Изменяемость, подвижность языка поддерживается периферийными (преимущественно инновационными и новозаимствованными, реже - устаревшими восстановленными) элементами, которые фиксируют новые явления, реалии окружающей действительности и внутреннего мира людей, обозначают новые понятия. Понятно, что процесс перегруппировки элементов длится в языке беспрерывно: новые и воскрешенные слова постепенно...

Шквал нигилистической критики, обрушенный на роман и его автора со стороны партийных функционеров и политически ангажированных литераторов с момента опубликования книги в итальянском издательстве в 1957 г., впоследствии перерос в искусственное замалчивание, продлившееся 30 лет. К счастью, все это тридцатилетие изучением романа Б. Пастернака, награжденного в 1958 г. Нобелевской премией...

УДК 821.161.1

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

асс. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Попова Ю.С.

Россия, г. Воронеж, тел. + 79202262368 e-mail: [email protected]

Voronezh State Architecture and Construction university

The chair of Russian Language and Cross-cultural communication, аssistant Popova Y.S.

Russia, Voronezh, + 79202262368 e-mail: [email protected]

Ю.С. Попова

«ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ СМЫСЛ, НЕ УНИЧТОЖАЕМЫЙ СМЕРТЬЮ?»

(ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА)

Онтологическая проблематика - одна из важнейших для И.А. Бунина, интерес к ней прослеживается на всем протяжении его творческого пути. С этой точки зрения рассказ «Чаша жизни» является ключевым. В нем И.А. Бунин подводит итог своим размышлениям. В статье рассматривается представление писателя о смысле существования человека на земле. Выявляются пространственные и временные доминанты, которые раскрывают основную тематику произведения.

Ключевые слова: жизнь, смерть, проза, Бунин.

«IS THERE IN THE LIFE A SENSE WHICH IS NOT DESTROYED BY DEATH?»

(THE LIFE AND DEATH IN I.A. BUNIN"S PROSE)

The ontologic problematics - one of the major for I.A. Bunin, interest to it is traced on all extent of its creative way. From this point of view the story «The Bowl of a life» is key. In it I.A. Bunin sums up to the reflections. In clause representation of the writer about sense of existence of the person on the ground is considered. Spatial and time dominants which open the basic subjects of product come to light.

Keywords: life, death, prose, Bunin.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина пользуется всемирным признанием, не угасает интерес к его самобытной личности и его произведениям. Феномен его творчества обладает одной особенностью. Он начал свой литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой; продолжая творить и во времена И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова. Суждения о И.А. Бунине полярны. Для одних - он прошел мимо исканий своего времени, для других был остросовременен; но для всех - писатель, идущий своим путем. Для одних - страстен, для других - аристократически холоден. Любое из толкований легко находит подтверждение в его художественном наследии. Все оттого, что его интересуют крайние точки: жизнь и смерть, счастье и страдание, прошлое и настоящее. Он их то сопоставляет, то разводит. Иван Бунин был недоволен теми критиками, которые торопились причислить его в число «идилликов каких-то и созерцателей» . Он всегда отрицательно относился к стремлению отнести его к тому или иному литературному направлению.

Особенности творчества И.А. Бунина точно отметила Л.В. Крутикова: «Разобраться в.. .личности и творчестве Ивана Бунина, большого русского художника, - дело нелегкое.

© Попова Ю.С., 2014

И не только потому, что его яркая личность, редкий талант и долгая жизнь вызывают зачастую противоположные суждения и оценки... В судьбе и книгах Бунина преломились острейшие противоречия и конфликты России конца XIX - начала XX века. И преломились резко индивидуально, неповторимо» .

И.А. Бунина непрестанно тянет заглянуть за горизонт жизни. Он стремится решить для себя «вечные», «первородные» проблемы, которые неотступно тревожат его. Произведения его глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям о смысле бытия, жизни и смерти, непрекращающегося ни на секунду течении времени. Подобные вопросы возникают в произведениях писателя постоянно, и он отвечает на них по-разному, не предлагая какого-либо однозначного их решения.

Интерес к «вечным вопросам» прослеживается уже на раннем этапе творчества писателя. «Сосны» - рассказ о смерти и похоронах охотника Митрофана, «Мелитон» - рассказ о древнем старце Мелитоне, стоящем на пороге смерти и готовом к ней в любую минуту. Смерть здесь предстает во всей своей грозной, страшной и великой тайне. Умерший Мит-рофан, который теперь «называется покойником, существом иного, нам чуждого мира» , становится важным и серьезным. А сама смерть «прошла по лесам чем-то большим и темным» . И.А. Бунин с благоговением говорит о христианском погребальном обряде. Мелитон - таинственен, строг и суров, почти иконописен. Обоих героев объединяет спокойное отношение к смерти. К этой мучавшей всю жизнь И.А. Бунина проблеме: как освободиться от страха смерти, как найти в смерти смысл и как оправдать ее, - он будет много раз возвращаться в своих рассказах. Но в дальнейшем творчестве меняется основной тон рассказов с задумчиво-меланхоличного на трагический. Трагизм можно объяснить внешними причинами, которые, несомненно, повлияли на И.А. Бунина. Это события общественной (1905 год) и личной жизни (смерть сына). В осмыслении этой темы появляются новые интонации и новые акценты: ярко выраженная философская проблематика, ощущение трагичности существования, но в тоже время умение в полной мере чувствовать жизнь.

Готовностью спокойно встретить смерть, примириться с неизбежностью - этой мерой И.А. Бунин оценивает человеческую личность. Он измеряет ценность человека его способностью радоваться жизни, мерой «удивления» перед ней, умением воспринять красоту и полноту бытия.

Итоговым для творчества И.А. Бунина является рассказ «Чаша жизни» (1913), где писатель раскрывает перед нами свое представление о смысле существования человека на земле, о его быстротечности.

Исследователь Л.А. Смирнова отмечает три главных периода в жизни человека: трепетное свечение мечты, однообразное исполнение уготованных судьбою обязанностей, подведение итогов уже пройденного пути. Четыре главных героя: Александра Васильевна, Селихов, Иорданский, Горизонтов именно так и провели свою жизнь. И.А. Бунин пишет об их молодости, затем - о периоде, когда основная часть жизненного пути уже пройдена и герои оказываются на пороге смерти. Изображению времени юности, освещенной ожиданием счастья, любви, автор отводит лишь одну главу. В основной части произведения показано, как исчезают надежды героев.

Александра Васильевна - персонаж, который сюжетно связывает героев, именно вокруг ее воспоминаний разворачивается авторское повествование. Будто от случайной ошибки Саня выходит замуж за нелюбимого и не любящего ее Селихова. И потом на протяжении всей жизни вспоминает то счастливое лето, которое бывает в жизни каждой девушки. А когда умирает муж, Александра Васильевна неожиданно испытывает «весеннюю нежность» к усопшему. К концу жизни она ощущает, что жизнь прошла буднично и монотонно: «И шли дни за днями, годы за годами» .

Остальные герои не вспоминают своего прошлого, не думают о будущем. Время проходит как будто мимо них. Не задумываются они и о смерти. Селихов, словно в шутку, составляет завещание. Это привычное для него времяпрепровождение. Отец Кир, как и Селихов, не размышляет о своей жизни и на вопрос Горизонтова: «.зачем вы живете?» не дает ответа. Единственный спор между бывшими соперниками, коснувшийся именно смерти, показал, что и Селихов, и священник видят в смерти конец всякого существования. Отец Кир хочет приобрести самое важное превосходство над своим врагом - проводить его в последний путь. Цель жизни Горизонтова - долголетие. Заботясь только о своём теле, он не думает ни о смерти, ни о душе.

Четыре героя, внешне разобщенные враждой, ревностью, презрением, на самом деле слиты в одну жизнь. Существование каждого героя имеет смысл для них, пока живы другие. Смерть одного приводит к обесцениванию жизни остальных. Умирает Селехов - и отцу Киру становится незачем жить, не с кем состязаться. Александра Васильевна после смерти мужа понимает, что потеряла «вкус к жизни». Она острее других ощущает исчерпанность прожитых лет, осознает их бесполезность: «С тоской чувствовала она, что не о чем стало ей молиться. Только о царстве небесном? Да, но какие права были у нее на него? Чего она такого сделала? За что было награждать ее?» . Горизонтов - последний, кто думает, что хранит чашу жизни. В понимании этого героя чаша жизни - это собственное тело. Его рационализм, самодовольство, самоуверенность и мания долголетия, полностью исключают всякую одухотворенность. После всех смертей Горизонтов чувствует себя победителем, так как дольше всех продлил свое существование. Но смерть тех, с кем связала его судьба, показала бесцельность и его собственной жизни.

И.А. Бунин доказательно определяет причины душевного краха своих героев. «Все силы свои потребили они на состязание в достижении известности, достатка и почета» , на взаимное презрение и оскорбительное равнодушие к своим женам; Александра Васильевна - на бесплодное сожаление о прошедшей без любви молодости, Горизонтов - на «питание и освежение водой» своего тела. Ущербность судьбы героев предстает результатом неспособности любого из них реализовать свои возможности.

В «Чаше жизни» широко представлен мотив зависимости персонажей от атмосферы города Стрелецка, где «каждым чиновником, каждым мещанином, каждым сапожником» владело «заветнейшее желание» иметь свой дом, где попадались мещанские дети - «лодыри дерзкие», старухи - поклонницы юродивого Яши . Все в Стрелецке ничтожно - от «философа» Горизонтова до «святого Яши». Жизнь в городе, текущая по определенным законам, оказывается не подверженной изменениям.

Интересную концепцию выдвигает исследователь И. Ничипоров. Он отмечает, что существование героев основано на полуосознанном стремлении укрепиться в бытии (социальное положение для Селихова и отца Кира, мечта о доме у Александры Васильевны, «философия жизни» Горизонтова). Символическую значимость приобретают «хронотопи-ческие образы-лейтмотивы: «Песчаная улица, на которой живут герои, знаменует непрочность и неукорененность их жизненного пространства; данная семантика важна и при их уподоблении «щепочкам», утерявшим свою целостность в потоке времени» . В этом ряду - и сквозной образ пыли-забвения, который разворачивается до обобщающего видения недугов национального бытия; и всеобщая замкнутость Стрелецка, который раньше «был. проще и просторней, а также селиховского дома» . Это и ощущение безжалостно уходящего времени вопреки «остонавливанию» Селиховым часов.

Писатель хотел назвать произведение «Дом», поскольку именно его пространство имеет большое значение. Для Селихова и отца Кира дом становится средством доказать свое превосходство над другими. Оба дома были особенные, хранящие отпечаток своих

хозяев. Селиховский дом - комфортный, удобный, но у него никогда не вынимались зимние рамы, а мебель стояла в чехлах. Таков и хозяин - богатый ростовщик, «аккуратный, спокойный и бескровный» . Дом отца Кира «...был далеко виден по широкой улице», только за его крышей «... зеленели верхушки молодых тополей» , ворота были всегда заперты, подворотня заложена тяжелой тесиной, словно подчеркивая дородность, грубость и суровость священника. Для Aлексaндры Васильевны иметь свой собственный дом было единственным желанием, с ним были связаны надежды на спокойную жизнь. Дом явился целью и смыслом существования. Когда он перешел в ее владение, героиня поняла, что жизнь завершена. Дом же, как и город, существуют вне времени: меняются хозяева, живут в нем и умирают, а он остается неизменен. Мотив безысходного постоянства подтверждается и мотивом бездетности. У героев нет продолжения жизни (детей), что свидетельствует о неправильности выбранного пути.

Нельзя не согласиться с мнением Ю. Мальцева , который утверждает, что главное действующее лицо рассказа - невидимое время с его универсальными и беспощадными законами. Незримость времени подчеркивается самой структурой рассказа - бег времени не прослеживается в хронологической эволюции, жизнь представлена в рассказе как неподвижность отделенных годами равноположенных отрезков существования, следы прошлого времени, лежащие в одной плоскости.

Смерть, таким образом, для ИА. Бунина не менее значительна и таинственна, чем жизнь. Она обнаруживает смысл существования не только того человека, который умирает, но и других, чьи судьбы оказались слиты с ним в единую «чашу жизни».

«Повышенное чувство жизни» - это первичное начало всего мира ИА. Бунина, ядро, его концепция жизни. Образ повышенной жизни - с ее, не разрешающимся напряжением, не тускнеющей яркостью, высокой самоценностью любого мига, отсутствием пустот господствует над всем миром писателя.

Библиографический список

1. Бунин: pro et contra: личность и творчество ИА. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Aнтология / [сост. и ред. Б.В. Aверин, Д. Риникер, К.В. Степанов]. СПб.: РХГИ, 2001. 1061с.

2. Бунин ИА. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература,

3. Крутикова Л.В. Проза Ивана Бунина ХХ века // Филологические науки. 1971. Вып. 76. С. 96-118.

4. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М.: Посев, 1994. 432 с.

5. Ничипоров И. Поэзия темна, в словах невыразима. М.: Метафора, 2003. 255 с.

6. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература. 2002. №1. С.64-78.

7. Смирнова ЛА. Реализм Ивана Бунина. М.: РГГУ, 1984. 93 с.

1. Bunin: pro et contra: Bunin"s person and creativity in an estimation of Russian and foreign thinkers and researchers: the Anthology / . Spb.: RGHI, 2001. 1061 p.

2. Bunin I.A. ^llected works in nine volumes. M.: Fiction, 1966.

3. Krutikova L.V. Ivan Bunin"s Prose of XX century // Philological sciences. 1971. V. 76. Pp. 96-118.

4. Maltsev Y.V. Ivan Bunin. М.: Crop, 1994. 432 p.

5. Nichiporov I. Poetry is dark, in words is inexpressible ... М.: Metaphor, 2003. 255 p.

6. Slivitskaya O.V. Feeling of death in Bunin"s world // The Russian literature. 2002. №1. Pp. 64-78.

7. Smirnova L A. Realism of Ivan Bunin . М.: RGGU, 1984. 93 p.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ф.Тютчев

Любовь… Как много разных оттенков в этом слове… Каждый человек по-своему понимает значение слова любовь. Но у всех неизбежно возникают одни и те же вопросы: «Как и почему приходит любовь?», «Что она собой представляет – радость или печаль, возрождение или смерть?». Именно на эти вечные вопросы стремится дать ответ Иван Алексеевич Бунин. В одном из писем писатель упомянул, что этот мотив в его произведениях далеко не случаен: «Неужели, вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было не мало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой - я был близок к самоубийству». И действительно, Иван Алексеевич описывает любовь как бездну, загадочную и необъятную. Характерен в этом отношении его рассказ – миниатюра «Часовня», который несмотря на свой небольшой объем, поражает своей композиционной стройностью и обилием ярких изобразительно – выразительных средств. Эпитеты («летний жаркий день», «толстые и холодные железные ящики», «белые прекрасные облака», «теплый ветер», «сладкий запах», «цветущая рожь») придают и особую образность позволяют лучше проникнуть в глубинные мысли автора. Ряды однородных членов предложения («солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки», «в поле, за садом») и противопоставления («везде светло и жарко, а там темно и холодно») создают особый ритмический рисунок текста, придают ему экспрессию и передают эмоциональное, неравнодушное отношение автора к проблеме любви и смерти. Из этого рассказа вытекает мысль, что любовь, даже у маленьких детей, ассоциируется со смертью. Любовь, которая должна дарить жизнь, вести на подвиги, внушать лучшие человеческие чувства, быть созидательной силой. Как же так? Следуя за логикой Бунина, мы видим совсем иное.

Тема любви и смерти красной нитью проходит через все творчество И.А.Бунина. В рассказе «Часовня» он раскрывает её немного с другой стороны, показывая причину смерти из – за любви глазами детей:

- А зачем он себя застрелил?
- Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…

Символичен образ часовни. Автор как бы противопоставляет мир в ней и за ее пределами («Везде светло и жарко, а там темно и холодно»). Дети не могут понять, зачем стрелять в себя, если вокруг так много интересного («Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы… мы можем играть, бегать… а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых ящиках…»). Наверное, непонимание смерти из-за любви существует не только у детей, но и взрослые нередко думают, что все же нужно было попытаться найти в себе силы вернуться к жизни, ведь жизнь – самое дорогое, что есть у человека. Автор преподносит нам смерть в конце жизни как нечто разумное, так называемый закономерный итог, в то время как смерть, как выбор, молодого, полного жизненных сил человека – нелепая, глупая случайность («дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой»).

Проанализировав рассказ «Часовня», можно сделать вывод о том, что, хотя в творчестве И.А.Бунина тема любви всегда неразрывно связана с темой смерти, сам писатель не совсем согласен с таким постоянным «содружеством». В данном рассказе звучит нотка неуверенности в том, что любовь, пусть даже несчастная, неразделенная, должна обязательно заканчиваться смертью.

Интересен в своем описании любви и рассказ «Натали». Образ Натали, главной героини произведения, поражает своей естественностью и непорочностью. Виталий еще до встречи с Натали поставил перед собой цель «искать любви без романтики». Он ее нашел в лице двоюродной сестры Сони. Но возникает вопрос любовь ли это? В рассказах И.А.Бунина всегда присутствует физиологическая сторона любви. Автор не случайно оставляет для описания этой, так называемой, физиологической стороны любви достаточно много места в своих произведениях. На контрасте физической любви и любви настоящей, всепоглощающей и не знающей преград И.А.Бунин раскрывает истинную цель своих произведений: показать, что любовь – это все же чувство высокое, не поддающееся точному описанию и объяснению. Сюжетная линия его рассказов развивается преимущественно по двум направлениям: любовь как чисто физиологическое проявление, своеобразная химия, и любовь, объединившая в себе взаимное притяжение и в сексуальном и в духовном смыслах.

В рассказе «Натали», Виталий, главный герой, испытал то чувство любви, которое никогда не исчезнет, останется с человеком навсегда. Он назвал свою любовь «гибелью». Но почему? Наверное, потому, что гибель – это не обязательно смерть. Я думаю, что любовь – это всегда в некотором смысле гибель. Ведь, когда любишь, приходится уступать, покоряться, отдаваться во власть любимому человеку, а это «гибель» собственных принципов. Как бы ужасно это не звучало, но, наверное, это неизбежно и мало кто пытается сопротивляться. Иван Алексеевич писал, что в его творчестве, как и в жизни, любовь и смерть связаны неразрывно. Для писателя очевидно, что жизнь человека невозможна без любви: без неё она мертва и пуста. Но любовь не всегда приносит счастье и блаженство; часто она приносит муки, страдание, горе и даже смерть. Поэтому Бунин нередко соединяет в своих произведениях радость любви и горечь одиночества. О таких трагических переживаниях повествует писатель в рассказе «Митина любовь». Бунин рисует душевную драму своего героя, человека разочаровавшегося в любви, передает почти непереносимый накал страстей, бушующих внутри человека. Настолько жуткими и разрушающими представляются страдания главного героя, что кажется, что смерть – действительно, единственный выход. Любовь уже давно жила в мечтах Мити, она постепенно наполняла его странным и томительным ожиданием. Он бессознательно следовал зову сердца, шел к своей любви – к своей гибели. Любовь к Кате стала одновременно и блаженством и мукой, разрывавшей его сердце. Он остро чувствовал чудовищную разницу между созданным им милым, таким родным образом Кати и пошлой реальностью. Эта трагедия – трагедия молодого человека , для которого любовь стала невыносимым испытанием. Автор невероятно точно подобрал изобразительно – выразительные средства, которые передают внутренние переживания героев и погружают нас в их мир. Обратим внимание на то, что все трагические события происходят в чудесные весенние дни, когда природа вокруг так прекрасна, полна жизни и любви. На этом фоне страдания Мити выглядят особенно чудовищными. Эпитеты («последний счастливый день», «благостная задумчивость», «византийские глаза», «манерное чтение», «непоправимый ужас», «дьявольски грохнуло», «странная свобода»), олицетворения («облака расходились тонким белым дымом», «небо…светилось над садом»), метафоры («тяжкий дурман поцелуев», «любовь в вихре непрерывного счастья», «удивлено блестя глазами»), метонимии («закудрявились млечным снегом», «подвенечная белизна яблок»), оксюморон («томная страстность», «ангельская чистота и порочность», «счастливая и мучительная»), гипербола («сверхчеловеческое счастье», «страшно родная») помогают нам ясно ощутить чувства героев, погрузится в их переживания; автор наталкивает нас на мысли о смысле жизни, любви и смерти, заставляет нас задуматься, неужели действительно бывает такая любовь, которая может раз и навсегда, своей силой и страстью, перевернуть жизнь, перевернуть все в душе человека?! Вслед за писателем, хочется понять, так ли это, а если да, то как это происходит…почему?

«Полюбив, мы умираем…». Эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви, определяют его концепцию – смерть и любовь всегда едины. Уже в раннем творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны и событий Великой Октябрьской революции писатель все больше говорит о трагичности человеческой жизни вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах, предопределенно внутренним смятением писателя. Неопределенность, неясность наблюдаемых процессов предопределили интерес к психологии, религии, где так или иначе были осмыслены противоречия человеческой души, их взаимосвязь настоящего с вечным.

Для бунинских героев, любовь - это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой ничем необъяснимого счастья, внезапно озаряющего жизнь людей, но, к сожалению, также внезапно исчезающей. Герои проходят путь от простого влечения к высшему чувству, от привязанности и симпатии и тому чистому, светлому и вечному, что называется любовь. Что самое страшное для влюбленного человека? Остаться один на один со своими чувствами, воспоминаниями, переживаниями, сомнениями. Они становятся для него мукой. Именно в этом и заключается трагедия героев Бунина – душевное смятение преследует их, убивая последние силы к возрождению. Но смерть от любви – это шаг в бессмертие. Нелепая с одной стороны смерть героев Бунина вдруг стала чем-то неизбежным, даже необходимым. Митя, Натали, Оля – все они люди, которым жизнь дала шанс испытать великое чувство любовь, во всех его противоречиях. Они радовались, наслаждались, мучились, страдали. Но все же они любили… и, несмотря на то, что они покинули наш мир, их любовь не умерла, она живет, и будет жить, она стала бессмертной, как и герои произведений Ивана Алексеевича Бунина.

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина часто встречается тема жизни и смерти, в некоторых произведениях являясь едва ли не главной темой. Будучи мастером прозы и поэзии, он всегда тонко, но полно рассуждал об этом, доказывая в своих работах, что оба этих понятия крепко связаны и неотделимы, что одно закономерно следует за другим.

Иногда смерть в его произведениях становилась наказанием, как, к примеру, в рассказах «Господин из Сан-Франциско» или же, напротив, как поощрение, что было описано в рассказе «Братья».

И чаще всего его рассказы несли мысль, что жизнь только тогда является полной и цельной, когда в ней есть любовь, что тщательно прописано в цикле «Темные аллеи».

Говоря подробнее, проще всего взглянуть на некоторые рассказы Бунина, чтобы понять всю глубину тематики жизни и смерти. Например, в произведении «Братья», где главной темой выступает взгляд автора на человеческое братство. Раскрывая эту тему, Бунин демонстрирует образы крайне разных людей - юношу-рикшу и англичанина-буржуа. Они не братья, но следуя отвлеченному представлению, автор их представляет таковыми.

Жизнь юноши полна мучений. Он не может стать свободным, с превеликим трудом зарабатывая понемногу для своей семьи. Он страдает от того, что живет в рабстве, но всей душой он тянется домой. Любимая его там не ждет, ведь и она не может стать свободной, оказавшись в публичном доме. Юноша любит ее и надеется на спасение, чтобы быть с ней вместе. Но очень скоро его надежда умирает. И вот он решается на самоубийство.

Тогда как англичанин являет собой натуру жадную, греховную. Неспособный сочувствовать чужому горю, он спокойно рассуждает о том, как во время войны убивал людей, нисколько не раскаиваясь, упивается этим.

Автор дает понять, что люди, рожденные братьями, убивают друг друга, равнодушно и хладнокровно, теряя свою человечность. В итоге, для юноши, живущего без счастья, смерть становится спасением и наградой, а для англичанина, наслаждающегося своей веселой и сытой жизнью, смерть станет наказанием.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» имеет простой сюжет, но далеко не простую мораль. Американец, имя которого отчего-то никто не запомнил, став еще богаче, чем был, решает отправиться с семьей в путешествие, но в пути умирает.

Его тело кладут в ящик из-под содовой воды, поскольку гроба на корабле нет. Произойди это в родном городе героя рассказа, все нужное было бы куплено, но на пароходе это неосуществимо, как если бы его семья была бедна. Все богатства, что накапливал этот человек стали вмиг бессмысленны, он становится лишь просто мертвым человеком, оставленным в трюме, отдален от жизни, от материальных богатств и исправления ошибок. Смерть выступает здесь как уравнитель, богат человек или беден, исход для всех один.

Также печальное завершение цикла «Темные аллеи», следуя сюжету, выглядит вполне логично. Бунин считал, что настоящая любовь убивает того, кто любит. И при трагической развязке герои остаются спасенными от обыденности, не став семьей.

В общем смысле, рефреном рассказов Бунина является воспевание любви и доброты, что в представлении Бунина и есть жизнь, а их отсутствие, все равно, что смерть. И с этим сложно поспорить.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.