Великие гуманисты. Тема: Возрождение и гуманизм в Европе Кто такие писатели гуманисты

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

Гуманисты не являлись узкими специалистами, а были специалистами по культуре вообще. "Они - носители нового благородства (nobilitas) , отождествляемого с личной доблестью и знанием" См. Полетухин Ю.А. Классики правовой мысли и просвещенияо проблеме применения смертной казни. -М: Челябинск.: ЧелГУ, 2010. С.87

Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латыни и греческого, в особенности искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста, крайне желательно было владение устной латинской речью. Также требовался чёткий почерк и неимоверная память. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами - грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т.п. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые - стихи, эпистолярный жанр, художественную литературу, философские трактаты.

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Одним из основателей зарождения гуманистической философии явился

великий европейский поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.). Он родился в семье небогатых жителей Флоренции, ко времени рождения сына изгнанных из родного города и живших в небольшом местечке Ареццо. Уже в детстве он вместе с родителями сменил немало разных мест проживания. И это стало своего рода символом всей его судьбы - в течении жизни он много путешествовал, проживал в разных городах Италии, Франции, Германии. Везде он находил почет и уважение многочисленных поклонников и почитателей его поэтического таланта См. Там же.

Однако, Петрарка не только поэт, но и своеобразный и интереснейший мыслитель, философ. Именно он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма, начал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов античности. Недаром уже в начале XV в. писали: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого".

Будучи искренне верующим христианином, Петрарка не принимал распространенного схоластического понимания сущности Бога и, прежде всего, установившегося господства рационализированного христианства. Поэтому он призывал не распылять свои силы в бесплодных логических умствованиях, а вновь открыть истинное обаяние всего комплекса гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости. Следовательно, необходимо возвратиться к познанию собственной души. Петрарка писал: "Мне не причиняют беспокойство преграда из книг и восхищение земными вещами, поскольку у языческих философов я научился тому, что ничто не достойно восхищения, за исключением только души, против которой все кажется незначительным".

Именно с Петраркой начинается первая гуманистическая критика Аристотеля. Хотя к самому Аристотелю Петрарка относится с большим уважением, однако использование философами-схоластами аристотелевского стиля мышления, принципов аристотелевской логики для доказательства истин веры его совершенно не устраивают. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию.

Сам Петрарка отдавал предпочтение философии Платона и основывающихся на нем сочинениям Отцов Церкви. Он утверждал, что, если Платон и не достиг истины, то был близок к ней более чем другие. Признавая "философское первенство" Платона, он риторически спрашивал: "И кто станет отрицать такое первенство, исключая разве шумную толпу глупых схоластов?".

И вообще Петрарка призывает к самому активному изучению философского наследия античности, к возрождению идеалов античности, к возрождению того, что позднее получило название "античного духа". Ведь его, как и многих древних мыслителей, интересовали, прежде всего, внутренние, морально-этические проблемы человека.

Не менее ярким выдающимся гуманистом эпохи Возрождения являлся Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.). Родился он в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела одна характерная черта Джордано Бруно - обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о "героическом энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного ученого - в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед смертью. Но для самого Бруно героическая борьба за истину всю жизнь служила источником его бесконечных конфликтов с окружающими См. Полетухин И.А. Указ. Соч. С.91.

Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря, привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет.

В эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными сочинениями. В 1584 - 1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле, как центре Вселенной. Эти идеи вызвали резкое неприятие у Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась жесткая и едкая критика, которой он подверг ученых-схоластов. Вновь оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.

Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное, только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не принимал вовсе и постоянно критиковал.

Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но, так как минимум - это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии - это монада, в физике - атом, в геометрии - точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".

Так же не могу не отметить в своей работе такого выдающегося гуманиста эпохи Возрождения как Томас Мор (1478 - 1535 гг.), он родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, окончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент См. Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия».-М.: Москва,М.: Наука.2009. С. 201.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел, прежде всего, как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515 - 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" - "не" и "topos" - "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея" См. Кудрявцев О.Ф. Указ. Соч. С 204.

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Тема: ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР

Определяющим моментом в социальной и культурной жизни Италии было её раннее экономическое развитие. Разложение крепостнических отношений и развитие капитализма началось прежде всего именно в Италии. В силу своего географического положения Италия раньше, чем другие страны Западной Европы, вступила в тесные связи с Востоком, и это чрезвычайно обогатило итальянские города. Становясь, торговыми и промышленными центрами Генуя, Венеция, Флоренция выходили на арену международных экономических связей как независимые города-государства. Наряду с торговлей и промышленностью в Италии XIV – XV веках развивается и банковский капитал. Банкиры, особенно флорентийские, не только держали в своих руках кредитно-денежные операции Италии, но и распространили своё влияние на многие казначейства европейских стран. Раннее развитие капитализма в Италии не только принесло победу буржуазии над дворянством - оно сопровождалось неминуемым обострением классовых противоречий между крупной буржуазией и массой ремесленников и городских рабочих. Трудящиеся массы, не выдерживая жестокой эксплуатации со стороны буржуазии, поднимались на борьбу со своими хозяевами.

Колоссальное накопление капиталов приводило к аристократизации крупной буржуазии, что в свою очередь повлияло на общее направление итальянской культуры: она всё отчётливей стала приобретать аристократический характер и, сохраняя антифеодальную направленность, развивалась по преимуществу в придворных и учёных кругах, без ориентации на широкие слои населения. Эта отдалённость от масс сказалась на гуманистическом театральном искусстве Италии. Пьесы итальянских гуманистов – комедии, трагедии и пасторали – ставились не для широкой публики, а для избранной, аристократической и учёной, аудитории. Осуществляемые силами любителей, эти спектакли не имели систематического характера.

Живой народный театр Италии, связанный с народным фарсом и городскими карнавальными зрелищами, пошёл самостоятельной дорогой и, будучи независимым от литературной драмы, оформился к середине XVI века как театр импровизационной комедии – комедии дель арте .

Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, ставший исходным для всего последующего развития европейской драмы – в формах комедии, трагедии и пасторали. Два первых жанра имели для себя прямые образцы в античном театре. Пастораль была связана с буколической поэзией древних. Буколистическая поэзия, истоки которой - в песнях пастухов (греческое слово bukolikos – «пастушеский»), давала идиллическое изображение мирной деревенской жизни и любви. Наиболее яркими представителями в Древней Греции Феокрит, а в Древнем Риме Вергилий.



Знакомство с образцами античной драмы поначалу имело в Италии чисто научный, филологический характер. сочинения Плавта и Теренция, Софокла и Еврврипида штудировались наряду с сочинениями Аристотеля, Платона, Лукреция и Тацита, Театральная природа этих произведений не интересовала учёных-гуманистов XIV – XV веков.

Редкие представления, которые в эти века давались на городских площадях, носили ещё религиозный, мистериальный характер и третировались учёными мужьями как порождение невежественного средневековья. Выводить на народные подмостки творения древних классиков было, по мнению гуманистов, даже оскорбительным: ведь трагедии и комедии античных поэтов могли услаждать лишь изысканные умы и только в чтении оригинала.

У итальянских гуманистов было в обычае проводить по примеру древних философские беседы на открытом воздухе. Где-нибудь под сенью лавровых деревьев или на зелёном лугу. Они рассуждали о бессмертии души или читали звучные строки из Горация и Вергилия. Так особую изобретательность проявил в устройстве таких бесед профессор римского университета Помпонио Лето (1427-1497г.), который предложил читать их в лицах. Весть о нововведении римского учёного вскоре разнеслось по всей Италии. Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта. Мода была столь сильна, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане. Однако латынь понимали далеко не все, поэтому в конце 1470-х г. Феррарсктй гуманист Батиста Гуарини стал переводить произведения Плавта и Теренция на итальянский язык. Начался второй период в освоении наследия римского театра.

Но в предворном спектакле сюжет Плавта оставался лишь поводом для эффектного зрелеща, в котором мифологические интермедии привлекали внимание зрителей куда больше, чем само драматическое действие. В постановке этой пьесы принимало участие около 200 человек. На сцене было выстроено 5 домов, а в апофеозе спектакля даже «выплывал» корабль, на котором герои отправлялись в родные края. Особой пышностью отличалось празднество, устроенное в 1504 г. по случаю бракосочетания наследного принца Феррары Альфонсо Д’ Эсте с Лукрецией Борджа. Дали пять римских комедий с разнообразнвми интермедиями. Перед началом спектакля по сцене продефелировали 110 участников представления в великолепных костюмах.

Подобные уроки древности чрезвычайно полезны: они высвобождали театральное искусство из плена религиозных сюжетов и наглядно демонстрировали схемы логического построения действия. Но всё же новое время могло ощутить жизненную основу римской комедии и начать освоение её опыта только после того, как писатели-гуманисты обратились к современной действительности и сами захотели проделать тот путь, каким некогда шли Плавт и Теренций. В условиях итальянского театра этот род драматургии носил наименование учёная комедия , ибо её создателями были учёные-гуманисты и расчитана она была на образованную публику.

3.4. Тема: «УЧЁНАЯ КОМЕДИЯ»

Начался XVI век. Италия вступила в эпоху кризиса. Два крупнейших мировых события – захват турками Константинополя (1453) и открытие Колумбом Америки (1492),- хотя и не сразу, но дали себя знать: экономическое процветание Италии пошло на убыль. Ею было утеряно монопольное положение посредника между Западом и Востоком. Мировая торговля теперь шла в обход Италии, в которой отныне началось движение вспять. И экономически, и политически буржуазия ослабевала, а дворянство усиливалось. Пользуясь внутренней раздробленностью нации, падением мощи и престижа итальянских городов, могущественные соседи Италии – Франции и Испания – захватили богатейшие области страны.

С 40-х г. XVI века папа и испанские Габсбурги возглавили общеевропейскую реакцию. Её цитаделью становилась Италия. В Риме было учреждено верховное инквизиционное судилище (1542), и началось жесточайшее преследование любых проявлений вольномыслия. Тридентский собор, созванный в 1545 г., выработал обширнейшую программу наступления католической реакции по всем странам Западной Европы. Верными «псами господними» выступали незуиты, орден которых был санкционирован папой Павлом III в 1540 г. Периодически издавались «Индексы запрещённых книг». Чтение недозволенной литературы могло привести к смертной казни. Запылали костры, на которых жгли учёных и философов…

Искусство Ренессанса вступило в свою позднюю стадию. Светлый, жизнерадостный идеал, созданный художниками-гуманистами, ещё продолжал существовать, но он вынужден был обороняться, защищаясь от феодально-католической реакции. Иллюзии всеобщей гармонии рассеивались с каждым десятилетием; мир, представлявшийся идеальным, оказался как бы вывернутым наизнанку. Оптимизм, характерный для общественного сознания, был ещё силён, вольнодумство не сдавало позиций, но появилисьтрезвость взгляда, сарказм и ирония. Ярче всего это выразила комедия.

Зажёг светильник нового театра великий итальянский поэт Лудовико Ариосто (1474 – 1533), автор всемирно известной поэмы «Неистовый Роланд». Его «Комедия о сундуке» была показана во время карнавальных увеселений при феррарском дворе в 1508 году.

Первая «учёная комедия» хотя и была написана по римскому образцу, но имела самостоятельный сюжет.

Творчество последователей Ариосто развивалось или в направлении чисто развлекательном, или с уклоном в сторону сатирической комедии нравов – в зависимости от того, какая из названных тенденций его комедий увлекала их.

В условиях усиливающейся реакции преобладающим жанром стала развлекательная комедия интриги . Первым образцом такого рода драматургии была комедия Бернардо Довици (будущего кардинала Биббиены) «Каландрия» (1513 год). Использовав, сюжет плавтовских «Менехмов» (Близнецы), драматург превратил братьев-близнецов в брата и сестру и для большей пикантности поменял им платья, а так как у обоих близнецо было немало любовных приключений, то по ходу действия возникало множество комических и не всегда пристойных ситуаций. Комедия была поставлена при герцогском дворе в Урбино со всей возможной роскошью – в великолепных декорациях, с пышными мифологическими интермедиями.

Итальянская комедия XVI века со временем выработала некий стандарт. Построенные по законам усложнённой интриги, комедии постоянно повторяли одни и те же ситуации с подменёнными детьми, переодетыми в мужской костюм девушками, плутнями слуг и комическими неудачами влюблённых стариков. Развлекая аристократическую аудиторию своего времени, эти легковесные пьесы остались в своём веке, не представляя особого интереса.

На фоне малосодержательных творений выделяется комедия Никколо Макиавелли (1469 – 1527 годы) «Мандрагора» (1514 год) – наиболее яркий образец гуманистической драматургии позднего периода итальянского Возрождения. Эта комедия знаменитого писателя, историка, политика связана с реалистическими и сатирическими тенденциями творчества Ариосто и доводит их до идейной и художественной зрелости.

Жизнь нового века, наблюдаемая требовательным и вдумчивым взором, уже не давала оснований для безоблачного веселья, и поэтому комедия, сохраняя свой мажорный тон, делается под пером писателей-гуманистов серьёзной, комическая стихия окрашивается сарказмом.

Никколо Макиавелли вывел комедию на линию идейной борьбы, сделав её сатирической комедией . Дальнейшее развитие сатирическая комедия получила в творчестве двух выдающихся авторов XVI века Пьетро Аретино (1492 – 1556 годы) и знаменитого философа-материалиста и драматурга Джордано Бруно (1548 – 1600 годы).

В пьесах Аретино выведено множество современных типов, даны яркие зарисовки нравов, и если сюжеты

Этих пьес не обходятся без анекдотических (часто фривольных) ситуаций, то это дань веку вовсе не ослабляла их сатирической силы.

Таким же сильным сатирическим запалом обладала и последняя комедия итальянского Возрождения - «Подсвечник» Джордано Бруно (1582 год); в русском переводе названа «Неаполитанская улица»). Изображая в своей пьесе развратников, педантов и шарлатанов, драматург обличал воцарившиеся в обществе нравы, жажду наживы.

Творчество итальянских комедиографов, авторов «учёной комедии», было оторвано от сценического искусства, так как театральные коллективы, как правило, не ставили пьес «учёной комедии». Сами авторы часто смотрели на свои произведения как на чисто литературные, предназначенные для чтения. Поэтому материал комедий был сценически слабо обработан. Это относится и к сатирическим комедиям Пьетро Аретино и Джордано Бруно. Но общественное значение их пьес от этого не уменьшилось. Сатирическая комедия была острейшим оружием в борьбе против всё усиливающейся реакции.. Реакция, преследуя вольнодумцев, грозила расправиться с Пьетро Аретино, нашедшим убежище в свободной Венеции, и настигла Бруно, который был казнён папскими палачами в Риме в 1600 году.

Значение «учёной комедии» чрезвычайно велико. Восстановившая опыт древнего комического театра, она не только сама по себе представляет значительную художественную ценность – она способствовала развитию комедийного жанра в других странах Европы: в Испании, Англии, Франции. Даже Шекспир (в «Укрощении строптивой» и Мольер (в «Любовной досаде») выступают учениками итальянской «учёной комедии».

«Гуманизм - это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию».

В XIV-XV веках было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причём к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.

Со второй половины XIV века особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов - Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). […]

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.

Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407-1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так называемого «Константинова дара» - якобы завещания императора Константина (III век), оставившего Римскую империю в наследство римским епископам (папам). На этом «документе», в действительности появившемся только VIII веке, основывались претензии папства на светскую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения - Дезидерий Эразм (1467-1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских текстов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество.

Улучшение условий жизни людей он связывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспощадно критиковал схоластику и схоластов, - но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать - значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму».

Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 249-251.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое назы­вал «философией Христа». В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естествен­ном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения граждан­ского общества и государства.

«Титаны Возрождения* .

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является «Сикстинская мадонна».

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.