Выставка «Гитлер и немцы. Как гитлеру не удалось построить величайший музей в мире Новая история бункера

Во второй части рассказа о дрезденском военно-историческом музее я покажу как выглядит изнутри один из самых современных музеев Германии. Это место я рекомендовал бы посетить не только любителям военной истории и техники но также тем, кому нравится хорошая архитектура. Здание музея перестроенное по проекту Даниэля Либескинда впечатляет не меньше, чем музейные экспонаты. Что касается техники выставленной тут, то снаружи здания ее выставлено больше, чем внутри. Музей не является военно-техническим,а позиционирует себя как культурно-исторический. Из техники тут присутствует лишь один действительно яркий экспонат - самая старая из сохранившихся в мире подводная лодка 1850-го года выпуска, на ней я остановлюсь подробнее. Общая площадь экспозиций музея 19 000 квадратных метров, на которых расположены более полутора миллиона объектов. За два с половиной часа мне удалось обойти все, не задерживаясь особо возле экспонатов. Но я бы рекомендовал выделить часа четыре на полный осмотр музейных площадок без спешки. Тут на самом деле очень много всего и к тому же большая экспозиция, посвященная советским войскам в ГДР.

Обо всем этом под катом.

Здание музея представляет собою историческое здание арсенала, разрезаемое клином. Я уже рассказывал историю здания и задумку с клином в . Напомню еще раз об архитектурной концепции здания: наконечник клина указывает на место падения первой бомбы, упавшей на стадион в дрезденском районе Ostragehege, во время страшной бомбардировки 13 февраля 1945 года. Бомбардировщики уничтожившие историческую часть города летели клином, что тоже нашло отражение в идее здания. Помимо этого клин, разрезающий историческое здания на две части, символизирует разделение Германии на два лагеря - Западную и Восточную. Такой вот интересный символизм.

Фото: Spiegel

01. Клин - не только декоративная деталь экстерьера но и главная фишка концепции музея, опорными пунктами которой являются "традиции и инновации". Таким образом в одном здании расположены по сути два разных военных музея, органично соединенные вместе. Первый - традиционный классический музей со стендами наполненными реликтами войны, оружием и техникой. Все это упорядочено хронологически и находится в старой классической части здания. Второй музей больше похож на музей современного искусства посвященный военной теме. Этот музей расположился внутри клина. Две части старая и новая - являются отдельными зданиями между которыми есть небольшой зазор. Обе части соединены многочисленными переходами.

Классическая часть экспозиции расположена в старой части здания и разбита на три хронологических периода: первый охватывает 1300 - 1914 - годы, второй (1914 - 1945 гг) посвящен двум мировым войнам и периоду нацизма, третий (1945 - сегодня) рассказывает о послевоенной военной истории Германии в ее двух частях: восточной и западной.

02. Внутри классической части музея:

03. В залах, посвященных военной истории до 1914 года я практически не фотографировал. Там очень много различных мелких и больших реликтов прошлого, фотографировать которые не имеет смысла. Разве что пару пушек запечатлил. На фото осадное орудие XVII века.

04. Мортира фирмы Krupp применяемая во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов.

05.

06. После этого хронологического периода идет внезапный переход в часть музея расположенную в клине. И все сразу меняется. Тут больше нет хронологии а есть отдельные тематики. Например эта называется "Армия и технологии".

07. Одноместная подводная лодка "Marder" с подвесной торпедой. Работы над созданием подобных аппаратов начались в 1943-м году. Эта подводная лодка являет собою переделанную торпеду, в которой размещался пилот. Под пилотируемой торпедой была подвешена торпеда с боевым зарядом, которую пилот должен был запустить подойдя под водой на достаточное расстояние к цели. Подводная мини-лодка могла плыть на глубине до 10 метров со скоростью до 8 км/ч и в случае надобности погружаться на глубину до 40 метров. На одном заряде аккумулятора, приводящего электродвигатель мощностью 12 л.с. лодка могла проплыть до 85 километров. Пилот аппарата располагался под плексигласовым куполом с дыхательным аппаратом и компасом.

Подводные лодки этого типа применялись во время войны с апреля по сентябрь 1944-го года и даже потопили несколько небольших судов, эсминец и один крейсер, но цена за это была слишком велика - 80% экипажей не вернулись с задания обратно. После чего эксплуатация этого оружия была прекращена. Проводились также тесты, на которых прорабатывалась идея транспортировки четырех таких аппаратов к месту применения на обычной подводной лодке, но эти тесты не были доведены до конца из-за скорой капитуляции Германии.

08. Слева прожектор времен Второй мировой войны для обнаружения самолетов во время ночных налетов. Справа советский радар.

09. Ну эта вещь в представлении не нуждается!

10. А вот и самый яркий технический экземпляр музея - подводная лодка "Брандтаухер" построенная в 1850-м году талантливым изобретателем Вильгельмом Бауэром . Несмотря на то, что проект подводной лодки был отвергнут военными и критиками, Вильгельм Бауэр, благодаря своей настойчивости, смог протолкнуть проект и таки реализовать его в металле, хотя по причине ограниченности средств, первоначальный проект пришлось сильно упростить. Таким образом в 1850 году в Киле была построена первая немецкая подводная лодка.

11. Первого февраля 1851-го года состоялся первый спуск на воду лодки. Экипаж состоял из трех человек, среди которых был и сам создатель подводного судна. Но из-за того, что на борт было взято слишком много балласта, подводная лодка затонула, хоть экипажу и удалось спастись своими силами. Лодка пролежала на дне до 1887-го года и была обнаружена при строительстве Кильской торпедной гавани, после чего ее подняли на поверхность. В 1900 году она стала экспонатом только что созданного в Берлине музея океанографии.

12. В корпусе подводной лодки прорезаны окошки, через которые можно заглянуть внутрь. Привод винта осуществлялся мышечной силой одного из членов экипажа, вращающего огромное колесо, которое видно в правой части снимка. Через систему шестеренок мышечное усилие передавалось на гребной винт.

13. Гребной винт.

14. На макете очень хорошо видно внутреннее устройство подводной лодки. Ее военное предназначение заключалось в том, что она должна была в подводном положении подходить вплотную к кораблям, мостам и портовым сооружениям и поджигать их. Для этого подводная лодка была оборудована специальными манипуляторами, при помощи которых экипаж подводной лодки закреплял на корпусе подлежащего к поджогу объекта 50-килограммовую бомбу, называемую "Brand". Именно поэтому самая старая из сохранившихся подводных лодок называлась "Brandtaucher".

15. Помимо оригинальной подводной лодки Вильгельма Бауэра сохранилась также функциональная модель следующей подводной лодки, сконструированная талантливым изобретателем в 1852-м году для представления королю Людовику I. Эта модель с помощью заводной пружины приводилась в действие и способна была сама погружаться и всплывать. Сегодня эта модель находится в Немецком музее в Мюнхене.

Несмотря на неудачу со своей первой подводной лодкой, Вильгельм Бауэр не сдавался и в 1856 году в Санкт-Петербурге была спущена на воду новая подводная лодка по проекту талантливого изобретателя, называющаяся Seeteufel (нем. - морской чёрт). Эта подводная лодка была более успешной, чем "Брандтаухер" и совершила 133 успешных погружения перед тем, как затонуть по причине ошибки управления. Экипажу удалось спастись и лодка затем была поднята на поверхность но, как это часто бывает в России, дальнейшая судьба ее неизвестна.

16. Чертеж "Брандтаухера"


17. Иду дальше по территории "клина" и удивляюсь фантазии дизайнеров, придумавших эти выразительные инсталляции.

18.

19. Антибомбардировочный мини-бункер. Когда дела у Третьего Рейха пошли неважно и Германию начали бомбить со всех сторон, такие бетонные капсулы поступили в продажу частным лицам. Ее можно было установить дома, либо у себя на участке и пережидать там бомбардировки. Бетонная капсула очень повышала шансы на выживание в случае, если очень близко разорвется снаряд. Могу представить каково это сидеть в этой темной бетонной капсуле, когда вокруг мир взлетает на воздух и ждать когда зарядит по тебе.

20. В одном из переходов внутри "клина" на стене сидит такая вот механическая стрекоза.

58. И этих тоже.

59. После Второй мировой войны, до вывода войск из Германии в 1994 году, в Вюнсдорфе дислоцировались: ставка Главкома ГСВГ, штаб Группы советских войск в Германии (ЗГВ) и ряд боевых и вспомогательных частей. Рядом с 2700 немецкими жителями жило от 50 000 до 60 000 советских военных, а также члены семей офицеров и прапорщиков. Для граждан ГДР территория Вюнсдорфа была запретной. В тот период территория Вюнсдорфа делилась на районы-«городки»: «Первый городок», «Второй городок», «Третий городок» и построенный в 1970—1980-е годы «Новый городок».

Все планирую как-нибудь туда съездить, там очень много следов осталось от советской армии.

60.

61. ГДР-овский микроавтобус Barkas B1000 в качестве медицинского автомобиля.

62.

63. К 20-му юбилею ГДР давно канувший в лету саксонский производитель автомобилей Sachsenring презентовал пять четырехдверных кабриолетов специально разработанной для Национальной армии ГДР модели "P240 Repräsentant".

64. Кузов этого автомобиля был произведен в Дрездене на предприятии VEB Karosseriewerk Dresden. Четыре таких машины приняли участие в военном параде в честь 20-го юбилея ГДР, пятый автомобиль служил запасным. В последующих парадах участвовали лишь две машины.

65.

66. Миллионный автомат Калашникова, произведенный в ГДР.

67. Подорванный на мине в Афганистане гелендеваген Бундесвера.

68. Дистанционно управляемый робот для поиска мин.

69. Самодельное оружие, применяемое и изготавливаемое местными жителями во время Югославских войн .

70. Различного рода авиационные ракеты.

71. Снова территория "клина". Детские игрушки на тему войны. Горизонт не завален, просто на территории "клина" прямых стен нет совсем.

72. На стене парад плюшевых танчиков.

73. Если присмотреться поближе, можно заметить, что сшиты они из военной формы различных государств.

74. Так выглядят переходы между этажами в классической части здания.

75. А так выглядит подъем на самый верхний этаж "клина".

76. Тут царство сюрреализма и кривых плоскостей.

77. Красота!

78. Мостик, с которого открывается вид на Дрезден.

79. Если посмотреть через решетки "клина" можно увидеть совсем неподалеку заново отстроенный старый город под мирным летним небом. Именно этой позитивной картиной и завершает свою экскурсию каждый посетитель музея. Очень символичное завершение.

80. А я спускаюсь назад к выходу. Надеюсь мне удалось хоть немного передать дух и атмосферу этого музея. Я видел много военных музеев и выставок, большинство из которых представляло собою коллекцию техники и военных артефактов. Этот музей заставил взглянуть на войну с другого ракурса, увидеть в центре войны простого человека и понять, насколько же безграничными бывают человеческая глупость и безразличие и к каким последствиям они обычно приводят.

Есть в Берлине одно очень примечательное место. Находится оно недалеко от центра города, дойти пешком от Бранденбургских ворот и можно минут за 15-20. Здесь, как и в нескольких других мемориальных комплексах, рассказывается о самых тёмных страницах истории Германии - о времени нацистского режима 1933-1945 гг. Но в отличие от многих других мемориалов, здесь основной упор делается не на жертвах этого режима, а на преступниках, виновных в страшных событиях тех лет. А называется это место "Топография террора".

Фото: Manfred Brückels via Wikipedia

"Топография террора" - это мемориальный комплекс, расположенный на месте бывшей штаб-квартиры рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и подконтрольных ему организаций: гестапо, Службы безопасности СС (SD) и РСХА. От прежних зданий не сохранилось ничего, кроме гестаповских подвалов, поэтому для мемориального комплекса в 2010 году было закончено строительство нового павильона.

В непосредственной близости от павильона находится Дом Мартина Гропиуса. Здание напротив него носит название Прусского ландтага - сейчас там располагается парламент города Берлина. Между двумя величественными зданиями проходит небольшой сохранившийся участок Берлинской стены. Во время Холодной войны здание Прусского ландтага принадлежало ГДР.

Другое серое здание по соседству - один из немногих поныне существующих образцов национал-социалистической архитектуры. В некогда самом большом офисном здании столицы располагалось нацистское министерство авиации, возглавляемое Германом Герингом (построено в 1935 г.). После войны со здания сняли нацистских орлов со свастикой и расположили там министерства ГДР. Сегодня здесь находится федеральное министерство финансов.

Штаб-квартира Гиммлера и руководимых им подразделений располагалась в зданиях, которые сильно пострадали в последние месяцы войны. В рамках денацификации Германии было решено сравнять с землёй всё, что от них осталось.

Постоянная выставка в новом павильоне знакомит посетителей с "топографией" нацизма. Подробно освещается история и структура основных инструментов террора Третьего Рейха, методы преследования противников режима, политика на оккупированных территориях.

Многочисленные фотографии, документы и поясняющие тексты если и не дают ответ на вопрос "как же так получилось?", то хотя бы рисуют чёткую картину того, "как же всё функционировало". А функционировало всё по-немецки очень чётко.

Разумеется, немало рассказывается о деятельности СС по преследованию и уничтожению еврейского населения Европы. На фотографиях ниже представлены сотрудники нацистских концлагерей во время отдыха (на большой фотографии справа - персонал ).

По словам сотрудников музея, такое тщательное изучение подробностей функционирования Третьего Рейха служит, в первую очередь, попыткой не допустить повторения тех страшных событий в будущем. Я убеждён, что подобная работа с историей собственной страны необходима не только Германии. К сожалению, в России до сих пор не построен посвящённый сталинскому террору мемориальный комплекс, который был бы адекватен масштабам трагедии. С таким мемориалом, вероятно, было бы куда меньше дилетантов, ностальгирующих по крепкой руке товарища Сталина .

Некоторые исторические документы, представленные на выставке, могут шокировать.

В общем, экспозиция очень информативная и многогранная. Вход на территорию бесплатный, а по выходным проводятся традиционные для мемориальных комплексов бесплатные экскурсии для всех желающих на английском и немецком языках.

Помимо постоянной экспозиции, в "Топографии террора" проходят разные временные тематические выставки. Одна из нынешних выставок посвящена массовым расстрелам на территории Восточной Европы в 1941-1944 гг.

Будете в Берлине - сходите в "Топографию террора", не пожалеете!


Гитлер всегда мечтал доказать миру, что он настоящий знаток искусств

Трудно поверить, что супермузей должен был возникнуть в тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная. Здесь прошло детство Адольфа Гитлера, и он решил собрать в нем художественные сокровища Европы. Проект, получивший название «Музей Фюрера» или «Секретная миссия Линц», возглавил сам фюрер, считавший себя профессионалом в изобразительном искусстве. Гитлер хотел превратить Линц в культурную столицу не только Третьего рейха, но и всего мира. Вся жизнь города должна была концентрироваться вокруг грандиозного музейного комплекса, в котором главное место занимала картинная галерея.

К «Миссии Линц» он привлек своих любимцев — Мартина Бормана, Альберта Шпеера и Ганса Поссе.
Руководитель партийной канцелярии Мартин Борман занимался организационными и финансовыми вопросами.

За строительство отвечал любимый архитектор Гитлера и по совместительству министр вооружений Альберт Шпеер. Именно он построил здание рейхсканцелярии и стадион для партийных съездов в Нюрнберге. В таком же имперском тяжеловесном стиле Шпеер собирался построить и музей в Линце. Но в основе лежали эскизы, сделанные Гитлером собственноручно.

Сбором коллекции занимался лучший музейщик Германии Ганс Поссе. Превосходный знаток искусства и блестящий администратор, он был самым молодым директором Дрезденской галереи за всю ее историю. Поссе открыто презирал «коричневых», в 1939-м был уволен местным гауляйтером и ждал ареста. Но тут он понадобился фюреру. И Гитлер, как Мефистофель Фаусту, предложил Поссе осуществить тайную мечту любого профессионала-музейщика — создать лучший в мире музей.

Под руководством Поссе сотни антикваров и секретных агентов рыскали по всей Европе в поисках экспонатов. Всего за 3 года Поссе собрал уникальную коллекцию.

Умер он в 1942 году от рака горла. Ограбленные им коллекционеры и музейщики считали, что Поссе подавился добычей… За гробом бывшего противника нацизма шла вся нацистская верхушка во главе с Геббельсом.

Было бы наивно считать увлечение супермузеем только прихотью фюрера. Гитлер рассматривал «Миссию Линц» как секретное политическое оружие. Оно должно было «выстрелить» лишь после военной победы Германии, а музей в Линце — стать хранилищем «общих ценностей» Европы, завоеванной нацистами. Поэтому, собирая свой супермузей, Гитлер не собирался разрушать государственные собрания стран, которые были частью «западной цивилизации». Он не покушался на Лувр. Не собирался перевозить в Линц роскошные коллекции Вены и Амстердама.

Большую часть произведений для супермузея составили те, что были конфискованы у «врагов нации» и «неполноценных народов», вроде славян и евреев. Но, разумеется, не искусство этих народов, которое Гитлер презирал, а собранные ими произведения «истинно арийских» художников. Поэтому из российских музеев Гитлер претендовал только на Эрмитаж. Один из лучших знатоков музейного дела, искусствовед Нильс фон Хольст, в 1941 году уже готовился отправиться в Ленинград. Но, к счастью, ни Гитлер, ни его эмиссары до Эрмитажа не добрались. Из всего захваченного в СССР для Линца была отобрана только коллекция рисунков Дюрера из Львова, которую Гитлер держал при себе в своей ставке «Волчье логово» и не расставался даже при поездках на фронт.

Методы создания коллекции супермузея были просты. Сразу после оккупации Бельгии, Голландии или Польши все художественные ценности «врагов» и «неполноценных народов» объявлялись «Фондом Фюрера» и поступали в распоряжение Поссе, который отбирал лучшее для «Миссии Линц».

Иногда использовались заложники. Евреев, обреченных на уничтожение в концлагерях, выпускали за границу, если их друзья и родственники отдавали за их жизнь картину, необходимую фюреру. А если владелец шедевра был арийцем, ему делали «предложение, от которого тот не мог отказаться». Так, австрийский граф Цернин продал Гитлеру знаменитого «Художника в мастерской» Вермеера всего за 1,75 млн. рейхсмарок, хотя раньше отклонил предложение американского коллекционера Эндрю Мелона в 6 миллионов долларов. Тем же способом была «приобретена» в Голландии коллекция банкира Франца Кегнигса, которая после войны попала в Москву. На оплату этих покупок шли гонорары Гитлера от продажи «Майн кампф» и почтовых марок с его профилем.

Супермузей должен был демонстрировать «решающее влияние арийского духа», поэтому выше всего ценилось Северное Возрождение. Начинал экспозицию «Музея Фюрера» Гентский алтарь Ван Эйков. Он становился не только эстетическим, но и политическим символом. По условиям Версальского мира несколько его створок, которые Германия купила еще в XIX веке, были после ее поражения в Первой мировой войне возвращены Бельгии. Гитлер, завоевав Европу, отплатил «за унижение Версаля» с лихвой. Он захватил теперь уже весь алтарь. Не меньше шедевра из Гента фюрер ценил «Астронома» Вермеера, конфискованного у парижских Ротшильдов, и «Сенокос» Питера Брейгеля, захваченный в Чехословакии.

Несмотря на то что нацистские искусствоведы подозревали Рембрандта «в связях с амстердамским еврейством», Гитлер и его причислил к лучшим арийским художникам. Особенное удовольствие фюреру доставляло владение эрмитажным «Портретом Титуса». В начале 1930-х годов шедевр Рембрандта был продан Сталиным и позже попал в музей Линца.

Из старых немецких мастеров вне конкуренции были Дюрер, Гольбейн и Кранах. Из французов предпочтение отдавалось Буше, Шардену, а среди итальянцев — Микеланджело. Многое определял личный вкус Гитлера. Его любимым сюжетом был «Леда и Лебедь». Может быть, теории о сексуальных проблемах фюрера действительно имеют под собой основание? Высшим же достижением мирового искусства фюрер считал унылую дюссельдорфскую школу, которая напоминает поздних передвижников.

Никаких импрессионистов, которых Гитлер ненавидел, в «Музее Линца» не предполагалось. А тем более модернистов, вроде Матисса и Пикассо. Но картины этих «дегенеративных», как выражался Гитлер, художников шли в дело. Их продавали или обменивали на «истинно арийское искусство». Всего для музея в Линце было отобрано более 30 000 произведений.

Война заставила прекратить строительство в Линце. С началом воздушных бомбардировок коллекция супермузея была перевезена в соляные шахты Альт-Аусзее неподалеку от Зальцбурга. На глубине полутора километров было создано гигантское музейное хранилище. Условия были превосходные — постоянная влажность и температура +6°С. Здесь были реставрационные мастерские и все необходимое для работы, включая специальную библиотеку. Альт-Аусзее находился на границе, разделяющей сферы влияния СССР и союзников по Ялтинскому соглашению. В апреле 1945 года советские войска стояли всего в 100 километрах от сокровищ «подземного города», в то время как американцам нужно было пройти 400. Но тут им повезло…

У Роберта Посея, офицера из «Охраны памятников», спецподразделения по поиску художественных ценностей, заболели зубы. Дантист, к которому он обратился, оказался тестем Германа Буньеса, одного из гитлеровских персональных искусствоведов. Пытаясь выторговать себе прощение за преследование евреев-коллекционеров, тот и рассказал об Альт-Аусзее. Американцы создали специальную подвижную боевую группу, которая рванулась к сокровищам. 8 мая она захватила шахты. Советские власти узнали о хранилище коллекции Гитлера только 14 мая, когда было уже поздно. Красной Армии достался лишь архив проекта Линц, захваченный в Дрездене. Американцы вывезли все ценности в Мюнхен и 10 лет возвращали награбленное законным владельцам.

«Музей Линца» ассоциировался у фюрера с представлением о «светлом будущем рейха». Не случайно модель супермузея хранилась в рейхсканцелярии и фюрер часто в одиночестве наслаждался ее осмотром. Последний раз Гитлер любовался своим детищем за несколько дней до самоубийства. Сейчас в Линце один из лучших в Европе музеев авангардного искусства, которое так ненавидел Гитлер.

». Выставка, фактически целиком посвященная Гитлеру, - неординарное для Германии событие. Не потому что его личность (как, например, личность Сталина в России) воспринимается неоднозначной. Напротив, чтобы не было соблазна перенести всю ответственность на одного преступника, даже если он Преступник.

Контекст: германские музеи о нацистском прошлом

Для немецкого общества образцом для «работы с прошлом» является скорее выставка «Топф и его сыновья» («Инженеры «окончательного решения», «The Engineers of the «Final Solution Topf & Sons »), оказавшая в 2005 г. большое впечатление. Она основывалась, на первый взгляд, на частном сюжете - на истории респектабельного семейного предприятия, созданного еще в XIX в. и занимавшегося с тех пор производством печного оборудования. Заказы, как в любом бизнесе, были разные: в частности, в начале 1940-х компания поставляла печи для Освеницима. Основные экспонаты выставки - техническая документация между фирмой и лагерным руководством о деталях заказов, сроках и размерах поставок. Героями этой выставки, были, таким образом не Гитлер и палачи (Гитлер не имел никакого отношения к «Топфу и его сыновьям»), а механизмы преступления, которое осуществлялось благодаря «нейтральным» посредникам и «обычным» людям.

На ту же логику - на идею коллективной ответственности - опирается другая известная экспозиция, на этот раз постоянная, расположенная в историческом месте, «Доме Ванзейской конференции ». Здесь нацистскими лидерами среднего звена - Гитлера, например, на совещании не было - в 1942 г. было принято «окончательное решение еврейского вопроса», о чем свидетельствует протокол конференции . Музейная выставка подробно и очень спокойно, без надрыва и эмоционального спекулирования, рассказывает об истории холокоста, о преступлении, преступниках и жертвах, и снова, Гитлер вовсе не является тут главным действующим лицом, а наоборот - отсутствующей фигурой. Гитлер не оказывал непосредственного влияния на психиаторов, ставящих заключения о недееспособности пациентов и делающих таким образом законным их («окончательное») уничтожение. Точно также, как он никак не был связан с административными работницами, составлявшими вручную список вещей еврейских семей, отправленных в гетто или лагеря. Чиновницы расписывались на важном документе бухгалтерской отчетности, и нередко они же, оставшиеся на тех же должностях, расписывались вновь, после 1945 года, выдавая вещи чудом уцелевшим.

При этом нельзя сказать, что личность или изображение Гитлера табуированы в Германии. Его фотографии, например, есть прямо в здании немецкого парламента. Оно, как известно, является крайне концептуальным сооружением (архитектурное решение для бундестага разрабатывал известный архитектор Норман Фостер). Купол зала заседаний сделан из стекла (метафора прозрачности власти) и окружен смотровой площадкой (вход свободный, в порядке живой очереди). По ее периметру и расположена фотовыставка, посвященная истории парламента, не исключая нацистский период. Перспектива заседающего за стеклом немецкого правительства на фоне выступлений Гитлера в рейхстаге производит впечатление. Но по-прежнему Гитлер не превращается в масштабную историческую фигуру и не сводится к себе самому как историческому лицу или как факту в истории. С его образом всегда связана довольно тонкая интеллектуальная работа: Гитлер в германских исторических экспозициях обычно не попадает в фокус, его экспозиционная роль - быть в тени, создавать фон, не представлять страшную эпоху, а только символизировать ее. Вообще-то, немцы совершили пародоксальный и почти невозможный ход конем: национальный лидер в музейном зале (т.е. в одном из самых важных мемориальных пространств и институтов) неизменно оказывался только рядовым представителем нации. И символом, а не источником катастрофы.

Выставка о Гитлере

Именно поэтому выставка в Немецком историческом музее кажется чуть ли не революционной. Первая с окончания Второй мировой войны выставка об Адольфе Гитлере.

«Экспозиция насчитывает около 600 предметов, 400 фотографий и плакатов. В числе экспонатов - фотографии Гитлера, Геббельса, Геринга и других вождей национал-социализма, военная форма, уличные указатели, агитационные плакаты, портреты и картины»

Предметы, принадлежавшие Гитлеру, организаторы решили не включать, чтобы не привлекать неонацистов. Все-таки, как говорит директор музея, Ганс Отто Майер, выставка носит только научный характер и не прославляет нацистского лидера.

О прославлении нацисткого лидера выставка рассказывает. Собственно, она и начинается с культа фюрера , с описания движений, возникших вокруг него (например, гитлерюгенда), и с представления символики нацистской партии, тесно связанной с фигурой вождя.

На стенах - плакаты со свастикой, в нишах - бюсты нацистских национальных героев, в витринах - черно-белые фотографии 1930-х гг. с толпами людей, завороженно слушающих речи Гитлера (панорама экспозиции - ). Вот несколько описаний экспозиции российскими СМИ :

«Сигареты “Барабанщик” с портретом нацистского солдата, карточная игра “Квартет фюрера”, люстра со свастикой <…> Есть в экспозиции настенный ковер, в котором причудливо смешались молитва “Отче наш”, свастика, солдаты в униформе СС и “Гитлерюгенд”. Внимательный посетитель найдет здесь и письма простых бюргеров со словами любви и признательности фюреру, и издание книги “Майн кампф” с пометками и комментариями читателя - современника Гитлера. Его письменный стол устроители решили представить критично: повесив под углом, чтобы как-то дистанцироваться от восхваления того позорного для Германии времени.»

«Фигура <Гитлера> представлена разнообразнее некуда — в подарочных прижизненных бюстах и роскошных картинах, черно-белых снимках с первых выступлений и цветной кинохроникой, запечатлевший пик фюрерской славы. Не забыли даже про первые акварели юного Гитлера, не политика, а художника. Собрано и выставлено, кажется, все: от первых наивных проб пера из далекого австрийского детства до последних секретных экспертиз тела Гитлера, сделанных уже советскими специалистами.»

В выставке об Адольфе Гитлере оказывается, что рассказывать, в общем-то, и не о чем. Культа личности и артефактов пропаганды для драматургической завязки экспозиции не хватает. Миф, несмотря на свою очевидную художественную выразительность, - самый поверхностный слой прошлого, как и внешнее биографическое описание личности. Все это на фоне германских изысков, связанных с «проработкой прошлого», смотрится несколько старомодно. «Жил был фюрер, и у него был культ. А еще у него был стол, и он любил рисовать. Правда, за столом он еще и работал. Фюрером».

  • Выставка «Гитлер и немцы. Нация и преступление » на официальном сайте Немецкого исторического музея (есть описание экспозиции, фотографии, панорама и план).

Юлия Черникова

Мюнхен играл огромную роль в истории Третьего Рейха. Сюда Адольф Гитлер перебрался в 1913 году, уклоняясь от призыва в австрийскую армию, которую он считал недостойной своего присутствия. После Первой мировой войны Гитлер опять обосновался в Мюнхене и здесь начинал свою политическую карьеру. Во время правления нацистов в городе проходили памятные собрания, хотя самый главный парад, показанный в фильме "Триумф воли", проходил в Нюрнберге. Самое важное из произошедших в те времена в Мюнхене событий, конечно, Пивной Путч. Он начался в пивной "Бюргербройкеллер", которая до наших дней не сохранилась, а находилась где-то между нынешними центром современного искусства и гостиницей "Хилтон".

Отсюда перепившие пива штурмовики, требующие власти, направились в центр города, конкретно к военному министерству. Дорога шла через вот этот мост...

Через старые ворота...

На главную площадь Мариенплац.

«Борьба с евреями будет столь же популярна, сколь и успешна... Я поставлю столько виселиц, например, на Мариенплац в Мюнхене, сколько позволит уличное движение. И на них буду вешать евреев одного за другим, одного за другим, и они будут висеть, пока не провоняют. Как только снимут одного, сразу на его место повесят другого – и так до тех пор, пока в Мюнхене их не останется ни одного. Точно то же самое произойдет и в других городах, пока Германия от них не очистится»

Отсюда - направо.

И вперед в сторону Одеонсплац.

Все закончилось слева от Feldherrnhalle (мемориала побед баварской армии), где в демонстрантов начали стрелять.

Ровно на этом самом месте.

До 1945 года здесь стоял мемориал погибшим во время Пивного Путча с почетным караулом. Все проходившие мимо обязаны были зиговать.

Кто не хотел зиговать, обходил Зал Славы сзади.

Ежегодные парады доходили до Королевской площади.

Здесь находится еще одно важнейшее здание - "Фюрербау", резиденция Гитлера.

Именно здесь, за вот этим балконом, был подписан "Мюнхенский сговор" 1938 года. Сейчас в здании располагается музыкальная школа, внутрь просто так зайти нельзя.

Напротив находился офис нацистской партии.

Что же "Бюргербройкеллер"? Пивная была сильно повреждена в 1939 года из-за покушения на Гитлера, организованного Георгом Эльзером. Фюрер завершил традиционную речь очень быстро и ушел за несколько минут до взрыва. В память об этом на месте пивной есть мемориальная табличка, которую я долго не мог найти, так как осматривал стены, а надо было смотреть под ноги.

Важным местом в истории нацистской партии была и пивная "Хофбройхаус", наверное, самая популярная в Мюнхене в наши дни. Здесь состоялось первое собрание НСДАП и была принята ее политическая программа. А лет за 10 до этого сюда ходил российский политэмигрант Ленин.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.