В каком городе родился шишкин. Иван шишкин


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.

1. Введение.

Цель написания данной работы - раскрыть тему «Творчество Ивана Ивановича Шишкина», тем самым показать, что Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

2. Биография.

Иван Иванович Шишкин

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Отец не препятствовал тяге сына к искусству и дал согласие на его отъезд в Москву, для обучения в Московском училище живописи. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Отец не стал настаивать. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А.Г.Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с.5, 2).

До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С.М. Воробьева. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с.7, 2). В 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. Весной 1862 года вместе с В.И. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине - в Елабуге. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Картина «Рубка леса» (1867) - своеобразный итог раннего периода творчества художника. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф.А. Васильева. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с.19, 2). В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. Шишкин начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно, и его некому было удержать. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние, и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм.

В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с.14,2).
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения.

«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов»(с.17,2).
В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.

«Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной» (с.21, 2) .

3. Творчество.

«Шишкин был великим жизнелюбом. Он преклонялся перед русской природой, она стала его частью существа. Он любил ее больше всего на свете, и потому взгляд его на природу был удивительно оптимистичным. Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского» (с.18,1). Иван Иванович мечтал проникнуться в тайны строения и жизни природы.

В течение всей жизни Шишкин писал лес. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с.20,1). Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. На опушке изображен сосняк - стройный, высокий. Каждое дерево обладает своим «характером». В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) - последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис.1).

Картина «Утро в сосновом лесу» (рис.2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А.. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с.40,1). Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.

О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.

Уже один из ранних картин Шишкина «Ручей в лесу» (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит творческая работа. Многодельный, сложный по мотиву, эта картина напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. «Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты» (с.43,1).

Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. На картине солнце почти не попадает из-за густого леса, из-за чего деревья выглядят чахлыми. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с.32, 1). Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Здесь исчезла всякая таинственность. Лес выглядит небольшим и просторным. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.

Шишкин любил также рисовать просторы. Один из таких пейзажей - «Лесные дали». Лес на данной картине отступил от переднего плана. Тонкая сосна, четко рисующаяся на фоне светлого неба, как бы отмеряет расстояние, а дальше уже начинаются леса. Вдалеке виднеется река или озеро. А за ней опять гряды лесов. «Небо золотистое, бесконечное. Тишина… Завораживающий простор. Туманная дымка постепенно заволакивает дали…» (с.24,1).

Шишкин написал множество прекрасных картин, в которых отразил всю свою любовь и великолепие природы.

4. Заключение

Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности» (с.52, 1).

5. Список используемой литературы

1. Шишкин. Издательство «Художник РСФСР». Ленинград. 1966 г.

2. Иван Иванович Шишкин. Издательство «Искусство». Ленинград. 1978 г.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188
Русский Музей

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5

Киев

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.

В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.
В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.


Вид на острове Валааме1858


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867

Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”


«Шалаш»
1861
Холст, масло 36,5 х 47,5
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»
1865г.
Холст, масло 106 х 151

Санкт-Петербург

Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).


«Полдень. В окрестностях Москвы»
1869г
Холст, масло 111,2 х 80,4

Москва


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
1872г
Холст, масло 117 х 165
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Для Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему - могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня - полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»

Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.


«Лесные дали»
1884г
Холст, масло 112,8 x 164
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.

Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества.
В 1894-1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.


«Утро в сосновом лесу»
1889г
Холст, масло 139 х 213
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.


«Лесная глушь»
1872г.
Холст, масло 209 х 161
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”

«Рожь»
1878г.
Холст, масло 187 х 107
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем - величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки - человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892
Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.


«Травки»
Этюд.


«Сныть-трава. Парголово»
Этюд.
1884г.
Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 см
Государственный Русский музей

Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5
Государственный музей русского искусства
Киев

Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.

Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.

Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.


Туманное утро
1885. Холст, масло, 108x144,5

Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.
В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.
Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.
Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.
Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.


«Сосны, освещенные солнцем»
Этюд.
1886г
Холст, масло. 102 x 70.2 см
Государственная Третьяковская галерея

В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...

Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.

Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.

Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.


«Дубы»
1887г.
Холст, масло. 147 x 108 см
Государственный Русский музей


“Золотая осень” (1888),


«Мордвиновские дубы»
1891г.
Холст, масло. 84 x 111 см
Государственный Русский музей


«Осень»
1892г.
Холст, масло. 107 x 81 см
Государственный Русский музей


«Дождь в дубовом лесу»
1891г
Холст, масло 204 х 124
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.


«Дубовая роща»
1893
Офорт. 51 x 40 см

«Лесная речка»
1893
Офорт. 50 x 40 см
Областной художественный музей


«Дубовая роща»
1887
Холст, масло 125 х 193
Государственный музей русского искусства
Киев

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.


«Перед грозой»
1884г.
Холст, масло. 110 x 150 см
Государственный Русский музей

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...
Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья.
Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.
Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.
Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.


«Туманное утро»
1897
Холст, масло. 82.5 x 110 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


«Мухоморы»
1880-1890-е,
Третьяковская галерея

Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.

Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу.


"Сосновый лес", 1889
Музей-заповедник В. Д. Поленова

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина "Сосновый лес" поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.


Сторожка в лесу
1870-е. Холст, масло. 73x56
Донецкий областной художественный музей

"Сторожка в лесу" - удивительный шедевр И. Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь - поближе к солнцу.

На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является главной изюминкой шедевра - самой яркой деталью. Картина поражает своим объемом. При взгляде на нее ощущается глубина - зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.

Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.

«Болото. Полесье»
1890
Холст, масло 90 х 142
Государственный художественный музей Республики Беларусь
Минск

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»
1891
Холст, масло 81 х 108
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Летний день»
1891
Холст, масло. 88.5 x 145 см
Государственная Третьяковская галерея

«Лето»
Холст, масло. 112 x 86 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки


«Мостик в лесу»
1895
Холст, масло. 108 x 81 см
Нижегородский художественный музей


«Кама близ Елабуги»
1895
Холст, масло 106 х 177
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


«Сосновый бор»
1895
Холст, масло. 128 x 195 см
Дальневосточный художественный музей


«В парке»
1897
Холст, масло. 82.5 x 111 см
Государственная Третьяковская галерея

«Березовая роща»
1896
Холст, масло 105,8 х 69,8
Ярославский художественный музей
Ярославль

Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Шишкиным маслом в 1896 году. На данный момент картина находится в Ярославском художественном музее.
В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы - сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.
Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.
Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.
Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности.


«Корабельная роща»
1898г.
Холст, масло. 165 x 252 см
Государственный Русский музей

Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.
Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса, его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.


«Автопортрет»
1886г.
Офорт. 24.2x17.5 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - известнейший российский живописец, график, который изображал природу во всей её красе. Многообразие работ творца поражает: в его картинах можно найти степные и лесо-степные, хвойные пейзажи не только просторов России, но и других стран. Он популярен как в нашей стране, так и во всем мире.

Иван Шишкин: биография

Этот выдающийся человек родился в семье купца и жил обычной жизнью до школьных лет. Как известно, Шишкин не смог учиться в обычной школе, поэтому бросил её и отправился в художественное училище. Оттуда он поступил в университет в Санкт-Петербурге, где студентов обучали не только живописи, а зодчеству и скульптуре. Такая база очень хорошо повлияла на развитие способностей юного Шишкина. Однако заданий по учебе оказалось мало для художника, и свободное от занятий время он проводил на пленэрах.

Самостоятельная практика Шишкина

Пленэр - это рисование на открытом воздухе. Художники творили прямо на улице, для того чтобы создавать легкие, атмосферные картины, в отличие от идеализированных картин, которые выполнялись в мастерских (с помощью воображения). На пленэры выбирался и Иван Шишкин. Биография этого человека состоит из постоянных путешествий в разные уголки мира, чтобы научиться рисовать разные ландшафты.

Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Благодаря этой привычке, юноша быстро повысил свои навыки в изображении форм и деталей.

Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении, и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Картины становились более реалистичными, и он делал меньше ошибок. Вскоре юноша стал одним из самых известных художников России.

«Полдень в окрестностях Москвы»

Эта картина - очень светлая и яркая. Первое, что бросается в глаза - контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Большую часть картины занимают серые облака. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Ближе всего к зрителю - просторное поле.

Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. По одежде этих людей можно сказать, что они - крестьяне. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.

«Сосны, освещенные солнцем»

Множество потрясающих работ написал Иван Шишкин. Сосновый бор он любил изображать больше всего. Однако стоит обратить внимание и на другие полотна: они не лишены красоты и порой оказываются гораздо интересней более известных картин.

Сосны - одна из вечных тем в творчестве такого художника, как Шишкин Иван Иванович. В этом пейзаже особенно примечательна игра света и тени. Солнце светит из-за спины художника, по времени это полдень или ближе к вечеру. На переднем плане расположились две высокие сосны. Их стволы настолько сильно тянутся к небу, что не умещаются в картине. Поэтому кроны деревьев начинаются только на середине картины. Хотя стволы не очень старые, на их коре уже вырос мох. От солнца он кажется желтоватым и кое-где серым.

Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Цветовая гамма этой работы - теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.

«Пейзаж с озером» (1886)

Эта картина - одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Художник предпочитал писать лесную гущу, в отличие от легкой растительности в этой работе.

Первое, что привлекает внимание в этой работе - озеро. Водная гладь написана очень детально, так, что можно разглядеть легкую рябь у самого берега и точные отражения деревьев и кустарников.

Благодаря чистому светло-голубому, а кое-где фиолетовому небу, вода в озере кажется очень чистой. Однако охристые и зеленоватые вкрапления создают впечатление, что это озеро настоящее.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта. Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет. Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо - самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин - один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен


2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.