Главный режиссер мариинского театра. История - мариинский театр

С-Пб. Мариинский театр, историческая сцена.
30.09.2017
«Директор театра» Моцарта
Премьера
Дирижер - Антон Гаккель
Режиссер - Глеб Черепанов

Собираясь на спектакль, держала в голове недавнюю премьеру Мариинки на сцене КЗ «Записки сумасшедшего» в постановке Глеба Черепанова. Гоголь был переосмыслен очень оригинально и новаторски, в духе музыки Буцко. Действие происходило на арене цирка. Единственным, но, к сожалению, самым доминирующим недостатком «Записок…» была невнятная дикция вполне вокально приличного баритона Дмитрия Гарбовского. А титров Черепанов не предусмотрел, меня спасло тогда хрестоматийное знание теста - за день до премьеры перечитала Гоголя. Но такой театр гротеска и абсурда мне понравился.
Ждала такого же необычного и причудливого и от его постановки моцартовского «Директора театра». Во время увертюры начали с видео-ряда реальных кадров монтажа декораций на разных сценах Мариинки - промелькнули истуканы из «Кольца Нибелунгов» и уходящие в небо стволы березок из щедринского «Не только любовь». Неужели сюжет будет привязан к современному закулисью Мариинского театра - проскочила в голове крамольная мысль.
Но поднялся экран - и всё стало на свои вполне традиционные места. Конец 19-го века, Европа, директор театра и бас-комик Буфф собирают труппу для гастролей на фестиваль в городе Румбурге. Повторен прием выбеленных и подрисованных клоунских лиц. Белый клоун - Директор театра (Андрей Горбунов - не поющий актер) и Красный клоун (бас Денис Беганский).
Программка оперы:


Скажу откровенно, в представленном зингшпиле Моцарта - «зинг», да ещё какой, точно был, а вот с «шпилем» случилась проблемка. В отсутствии музыки действие безнадёжно проваливалось в банальщину и скукоту. Виню в этом, во-первых, неудачные русскоязычные диалоги, и, во-вторых, блеклую игру единственного драматического актера Андрея Горбунова - плоховатая техника речи (не слышно, когда поворачивался боком или спиной), и примитивная манера игры. На его фоне наш певец Денис Беганский с прекрасно поставленным голосом и комичной пластикой просто спасал нудные диалоги с директором.
Но, когда на сцене появились основные героини оперы Госпожа Херц (Ольга Пудова) и Госпожа Зильберкланг (Антонина Весенина) , и главное - зазвучала музыка, спектакль обрел второе дыхание. Эти молодые певицы могут практически всё - виртуозно петь, талантливо играть и, если надо, здорово станцевать. Вероятно вдохновившись способностями Пудовой и Весениной, в сценах арий режиссер проявил фантазию и выдумку. Получились четыре концертных номера - каждой певице добавили в партитуру ещё по бонусной арии.
Воображаемый колоратурный батл двух сопран захватил зрителей. Опытная примадонна Госпожа Херц vs восходящей звезды Госпожи Зильберкланг.
Пудова сначала спела в образе русалки в море, в финале капризно выкинув бутафорский хвост. Потом вышла в образе Клеопатры с плюшевой змеёй, легко спев сложнейшую арию Альцесты «Io non chiedo, eterni Dei» с какими-то безумно запредельными верхними нотами.
Весенина вместе Беганским разыграли сценку Красной Шапочки и Серого Волка. А бонусная ария Клоринды «No, che non sei capace» была представлена в образе воинственной Орлеанской девы.
Выход тенора Господина Фогельзанга (Дмитрий Воропаев) был встречен бурными аплодисментами - тенора уже заранее обожали все:). Правда, петь ему там было особо нечего - только в терцете и финале вместе со всеми. А как хотелось бы бонуса и для Дмитрия Воропаева…
Оркестр под руководством Антона Гаккеля звучал чудесно - легко, прозрачно, по-моцартовски.

ИМХО, для дальнейшей успешной судьбы спектакля надо бы сделать следующее:
- Перенести на сцену КЗ. Историческая сцена оказалась слишком просторной для этого камерного зингшпиля.
- Изменить русскоязычные диалоги, внеся больше комизма и гротеска.
- Заменить актера, играющего Директора театра. А лучше - вырастить в своем мариинском коллективе:).
- Добавить арию для тенора.
Поворчу ещё:). Длительность спектакля со всеми вставными ариями всего 1 час. В качестве детского утренника эти «зинги» на немецком вряд ли прокатят, а взрослым явно не будет хватать «продолжения банкета» в виде второй камерной оперы после антракта. А то не солидно получается - зазвали народ на час и деньги взяли, как за серьезную оперу.

P.S. В репертуаре театра «Зазеркалье» есть превосходный «Директор театра». Жаль, представляют крайне редко. Там придуман замечательный сюжет - Директор театра, обожающий Моцарта, спасает театр от банкротства. Много действующих лиц, много музыки. Короче - много прекрасного «зинга» и много хорошего «шпиля». И в один вечер ещё дают комическую оперу Пуччини "Джанни Скикки".

Фото поклонов:









Режиссер Глеб Черепанов и дирижер Антон Гаккель



Мариинский театр

Прежние названия:

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Тип театра:

музыкальный

Объект культурного наследия РФ № 7810111000

Директор:

Валерий Гергиев

Художественный руководитель:

Валерий Гергиев

Главный дирижёр:

Валерий Гергиев

Главный балетмейстер:

Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)

Главный хормейстер:

Андрей Петренко

Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Труппы

Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

мариинский театр, мариинский театр афиша
Координаты: 59°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. / 59.92556° с. ш. 30.29611° в. д. / 59.92556; 30.29611 (G) (O) (Я)


Фасад Мариинского театра
Прежние названия Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова
Основан 5 октября 1783 года
Директор Валерий Гергиев
Художественный руководитель Валерий Гергиев
Главный дирижёр Валерий Гергиев
Главный балетмейстер Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)
Главный хормейстер Андрей Петренко
Сайт http://www.mariinsky.ru/ru
Награды
на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Мариинский. Иное название этого понятия - «Мариинка»; о значении Мариинская гимназия см. Мариинская гимназия.

Марии́нский теа́тр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

  • 1 История
  • 2 Площадки
  • 3 Репертуар
  • 4 Труппы
    • 4.1 Опера
    • 4.2 Балет
    • 4.3 Оркестр
  • 5 Руководство
  • 6 Фестивали
  • 7 Партнёры и спонсоры
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Пресса
  • 12 Ссылки

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

Мария Александровна, в честь которой назван театр

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Мариинского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Репертуар

Основная статья: Репертуар Мариинского театра

Труппы

  • Персоналии: Мариинский театр

Опера

Основная статья: Опера Мариинского театра Основная статья: Оперная труппа Мариинского театра

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Балет

Основная статья: Балет Мариинского театра Основная статья: Балетная группа Мариинского театра

Оркестр

Основная статья: Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Музыканты Симфонического оркестра
  • Главные дирижёры Мариинского театра

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

См. также

  • Дирижёры Мариинского театра

Примечания

  1. Официальный сайт Мариинского театра. О театре
  2. Петербурге новая сцена Мариинского театра встречала первых зрителей - Первый канал
  3. С 2016 года в Приморье начнет работу филиал Мариинского театра. Проверено 13 сентября 2015.
  4. История оперной труппы - на сайте Мариинского театра
  5. Артисты оперы - на сайте Мариинского театра
  6. Солисты балета - на сайте Мариинского театра
  7. Оркестр Мариинского театра - на сайте Мариинского театра
  8. Журнал Другого - «Звёзды белых ночей» в Москве
  9. Спонсоры Мариинского театра - на сайте Мариинского театра
  10. Джеймс Кэмерон может стать партнёром Мариинского театра - Голос России

Литература

  • Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / составитель Т. С. Крунтяева; авторы очерков А. М. Соколова, Я. И. Лушина, А. К. Кенигсберг; общая редакция В. Н. Гурков; научный редактор А. С. Розанов. - Л.: Музыка, 1983. - 240 с. - 20 000 экз.
  • Пантеон и репертуар русской сцены / Ф. Кони. - Петербург: СПб., 1850.
  • Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 556 с. - 25 000 экз.
  • В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. - М.: АРТ, 2002. - 702 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903-1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2006. - 928 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906-1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2011. - 928 с.
  • А. Ю. Руднев. Мариинский театр: четвертьвековые итоги

Пресса

  • Алексей Конкин. Чёрный текст на белом фоне: Известный оперный режиссёр Грэм Вик показал в Мариинке «Средство Макропулоса». «Российская газета» - вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Проверено 22 февраля 2011.
  • Мария Табак. Мариинка представит в Вашингтоне балет «Жизель». РИА Новости (02.08.2011). Проверено 22 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  • Мариинский театр привезёт на гастроли в Москву оперу и балет. РИА Новости (19.01.2011). Проверено 22 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  • Мариинский театр оперы и балета - история. Проверено 22 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  • Мариинский театр покажет премьеру оперы Джузеппе Верди «Аттила». РГРК «Голос России» (13.07.2010). Проверено 22 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  • Мариинский театр(недоступная ссылка - история). Энциклопедия «Кругосвет». Проверено 24 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2009.

Ссылки

мариинский театр, мариинский театр адрес, мариинский театр афиша, мариинский театр википедия, мариинский театр владивосток, мариинский театр занавес, мариинский театр как добраться, мариинский театр новая сцена, мариинский театр оперы и балета, мариинский театр схема зала

Мариинский театр Информацию О

К:Театры, основанные в 1783 году

История

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР , в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова , театру, как и многим другим организациям, предприятиям, населённым пунктам и другим объектам СССР, было присвоено имя этого революционера.

Балет

Оркестр

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ , Народный артист РФ , лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев .Джеймс Кэмерон

  • Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - М .: Искусство, 1987. - 556 с. - 25 000 экз.
  • В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. - М.: АРТ, 2002. - 702 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903-1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2006. - 928 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906-1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. - М.: АРТ, 2011. - 928 с.
  • А. Ю. Руднев.
  • Пресса

    • Алексей Конкин. . «Российская газета» - вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Проверено 22 февраля 2011.
    • Мария Табак. . РИА Новости (02.08.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
    • . РИА Новости (19.01.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
    • . Проверено 22 февраля 2011. .
    • . РГРК «Голос России» (13.07.2010). Проверено 22 февраля 2011. .
    • (недоступная ссылка - история ) . Энциклопедия «Кругосвет». Проверено 24 сентября 2011. .

    Ссылки

    • . Официальный сайт.

    Первой премьерой сезона в Мариинском театре стал «Директор театра»

    Громко запустив под занавес сезона 2016/17 с и Юсифом Эйвазовым и открыв этой же оперой (уже без такого звездного состава) сезон нынешний, Мариинский театр тут же дает дорогу начинающим. Моцартовский поставлен силами Академии молодых оперных певцов и режиссера Глеба Черепанова.

    Для спектакля отвели сцену старого здания на Театральной площади, хотя в ожидании реконструкции, которая никак не может начаться, премьеры в основном проходят на более новых площадках театра – в Мариинском-2 с его камерными залами и Концертном зале. Именно в КЗ идут предыдущие спектакли Черепанова – «История солдата» и .

    Буфф – Денис Беганский, госпожа Зильберкланг – Антонина Весенина

    Нет нужды в очередной раз вдаваться в подробности истории о соревновании и Сальери, в ходе которого был создан «Директор театра». Но Моцарт и либреттист Готлиб Штефани действительно написали произведение, которое можно использовать как ликбез по основам театрального искусства и театрального менеджмента: исходный сюжет столь же незамысловат, сколь и актуален во все времена, а разговорные диалоги можно и нужно переписывать на злобу дня.

    Солисты Академии молодых певцов в основном выступают в концертных исполнениях или в совсем камерных постановках каких-нибудь советских моноопер. Получить в свое распоряжение полновесную сцену для них – случай практически уникальный. Глеб Черепанов, впрочем, не стал использовать пространство и повесил глухой задник во весь портал, выгородив для артистов только авансцену. Судя по отсутствию имени художника-постановщика в выходных данных, Черепанов снова сам оформлял свой спектакль. В таком случае следует отдать ему должное – канделябры, старинная мебель и имитация драпированного занавеса на заднике хорошо вписываются в интерьер старой Мариинки и подходят ей по духу. Особенно хороши три старинных пюпитра, на которых стоят счеты. Новые технологии не забыты тоже: во время увертюры проецируется ускоренный монтаж и демонтаж декораций разных спектаклей театра, от оперы Щедрина в Концертном зале до «Кольца нибелунга» на новой сцене.

    Лицензия на изменение диалогов использована хуже: Черепанов следует сценарию Штефани, не пытаясь ни обострить соперничество набираемых в труппу певцов, ни даже заменить немецкие имена на более говорящие для отечественного слушателя, как делается во многих постановках «Директора». Единственной попыткой актуализации стало приглашение труппы на фестиваль в придуманный режиссером город За… Румбург – и сейчас была процитирована одна из двух удачных шуток из черепановских диалогов. Вторая смешнее, но санкт-петербургской публике менее понятна: директор Франк (роль без пения, исполненная драматическим актером Андреем Горбуновым) уточняет, не на фестиваль ли меда или варенья пригласили его театр. Москвичи, которым регулярно предлагают празднества такого рода с доставкой прямо к ступеням Большого театра, юмор бы оценили.

    Директор Франк – Андрей Горбунов, госпожа Херц – Ольга Пудова

    Вообще весь спектакль заявлен как несерьезный. Персонажи ходульны и одномерны, что подчеркивают их манерная игра, строго однотонные костюмы и заштукатуренные лица-маски. Так, директор весь в белом, а его главный менеджер и по совместительству комический бас Буфф (бас-баритон Денис Беганский) весь в красном. Мизансцены арий, в которых соревнуются две сопрано – примадонна и инженю – пародируют вампуку, о которой оперному театру, надо полагать, никогда не суждено забыть. Главная мораль спектакля в том и состоит, что вампуку следует принимать как часть оперного театра и любить оперу вопреки ей. А ведь ее в современных постановках осталось куда меньше, чем собственно пародии на нее.

    Пропеваемый текст в спектакле роли не играет: мизансценирование идет от аффектов, звучащих в музыке, и это нужно засчитать Черепанову с его драматическим бэкграундом в большой плюс. Второй плюс – это ввод второго раунда соперничества между певицами, для которого им выдали по дополнительной арии, благо формат «Директора театра» позволяет не только добавлять к примерно двадцати минутам написанной Моцартом оригинальной музыки любые подходящие номера, но и, например, включить внутрь еще какую-нибудь оперу целиком, как это было сделано в 2006 году в Зальцбурге в рамках проекта М22. Этот проект включал постановку, запись и выпуск на видео всех 22 опер Моцарта к 250-летнему юбилею композитора. Тогда «Директор театра» был поставлен Томасом Райхертом, режиссером Зальцбургского театра марионеток, в виде кастинга на роли в ранней опере Моцарта с последующим исполнением этой оперы целиком.

    Сцена из спектакля

    Черепанов и музыкальный руководитель постановки Лариса Гергиева ограничились двумя вставными ариями – причем действительно написанными Моцартом как вставные: предполагалось, что Алоизия Вебер, свояченица Моцарта (и первая исполнительница госпожи Херц в «Директоре театра»), будет петь их в операх других композиторов, блистая своей фантастической техникой. Поэтому соперничество в спектакле Мариинского идет по нарастающей: положенные по партитуре арии поются без лишних украшений, зато во вставных волей-неволей приходится исполнять сложные колоратуры.

    По нарастающей идет и игра с оперными штампами в мизансценах, сопровождающих эти арии. Поэтому в первой арии примадонна госпожа Херц (Ольга Пудова) просто помахивает приставным русалочьим хвостом, а во время второй изображает Клеопатру, принимающую смерть от укуса толстой плюшевой змеи над телами скончавшихся прислужников. Инженю госпожа Зильберкланг (Антонина Весенина) сперва играет режиссерски переосмысленную Красную Шапочку, которая подчиняет волка себе и убивает его, а во время ее второй арии на сцене разворачивается комически серьезная дуэль на бутафорских мечах, переходящая в трагический финал со смертью всех участников.

    Ближе к концу к артистам Академии молодых певцов присоединился тенор из оперной труппы Мариинского Дмитрий Воропаев в роли господина Фогельзанга. Он исполняет в театре партии от моцартовского Идоменея до Зигфрида, и не очень понятно, почему именно он выбран на такую нетребовательную роль в «Директоре» – с партией Фогельзанга в свое время без труда справился баритон Томас Хэмпсон на записи Николауса Арнонкура 1987 года.

    Самый последний номер оперы, где по очереди поют все персонажи-артисты, включая только говорившего доныне Буффа, сделан в виде оммажа проекту М22: директор вооружается крестовинами и водит своих певцов как марионеток. Но затем все оживают и под занавес дружно взрывают хлопушки – театр все же остается праздником. К сожалению, в музыке (дирижер – Антон Гаккель) никакого праздника слышно не было; механическое исполнение уничтожило искрящуюся моцартовскую увертюру, а исполнение соло и ансамблей никак не желало приблизиться по яркости эмоций к гипертрофированной театральности мизансцен – и у оркестра, и у вокалистов, которые, впрочем, не грешили с точки зрения техники.

    Сцена из спектакля

    «Директор театра» – часовая «комедия с музыкой в одном действии» с рейтингом 6+ – войдет в репертуар в качестве дневного семейного спектакля: на осень запланированы еще минимум два показа. Будем надеяться, что, когда артистов отпустит премьерное напряжение, спектакль оживет и наполнится юмором уже не через силу.

    Все права защищены. Копирование запрещено



    2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.