Нормативная база создания и функционирования коммерческой организации. Нормативные документы, регулирующие деятельность организации

Торговое законодательство представляет собой комплек­сную совокупность правовых норм, закрепляющих специфи­ку торговой деятельности, отражающих ее особенности, ре­гулирующих торговую деятельность как в части ее осуществ­ления, так и в части публичной организации.

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день не су­ществует единого кодифицированного источника торгового (коммерческого) права, что, естественно, обусловливает оп­ределенные сложности правового регулирования торговых правоотношений. Для этой отрасли характерна множествен­ность источников правового регулирования, которая в целом представляет собой торговое законодательство.

История торгового права насчитывает не одно тысячеле­тие. Все правовые памятники древности содержат правила, посвященные торговле, купеческой деятельности. Определяю­щие моменты торговой деятельности достаточно полно были разработаны еще в римском праве. Однако становление и раз­витие торгового права напрямую связано со становлением ка­питалистических отношений.

В России торговое право в разные периоды испытывало и активный рост, и долговременные спады.

Современное российское коммерческое законодательство берет свое начало с Декларации о государственном суверени­тете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. на Первом съезде на­родных депутатов РСФСР.

В соответствии с действующим законодательством источ­никами коммерческого права являются законы и подзакон­ные нормативно-правовые акты, общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные до­говоры РФ.

Правовой основой торгового законодательства в нашей стране на современном этапе служит Конституция РФ - Ос­новной Закон государства, имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативные акты не должны ей противоре­чить (п. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция закрепляет основы экономического строя: единство экономического про­странства в Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, свобода осуществления предпри­нимательской деятельности, поддержка конкуренции и огра­ничение монополистической деятельности, равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности и т.д. Согласно ст. 71 Конституции РФ установле­ние правовых основ единого рынка относится к ведению Рос­сийской Федерации.

Следующим источником торгового (коммерческого) права является ГК РФ - главный закон, регулирующий торговую деятельность (имущественные и связанные с ними неимущест­венные отношения участников экономического оборота, осно­ванного на товарно-денежной форме). Необходимо заметить, что коммерческое право, в отличие от других подотраслей граж­данского права, не имеет своего раздела в ГК. Нормы торгового права содержатся в большинстве разделов и глав ГК РФ.

КоАП РФ и УК РФ содержат в себе нормы об ответствен­ности за нарушения в торговой деятельности. Например, к таковым относится осуществление деятельности без регист­рации, без лицензии (специального разрешения), если тако­вая необходима и др.

АПК РФ содержит совокупность правовых норм, регули­рующих процесс разрешения экономических споров.

Торговые отношения регулируются и рядом специальных законов, принятых на основании действующего гражданского законодательства. Среди них можно указать следующие нор- мативно-правовые акты, многие из которых затраги­вают не только торговые правоотношения в целом, но и интересы отдельных предпринимателей или всего насе­ления:

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О ли­цензировании отдельных видов деятельности;

Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О ка­честве и безопасности пищевых продуктов»;

Группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд;

Федеральные законы о государственном регулирова­нии производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и ДР-

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческо­го права и также являются источниками торгового (коммер­ческого) права. Именно Правительство РФ на основании Фе­дерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осущест­вляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономичес­кой деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную струк­турную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных про­изводителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Кроме того, общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой сис­темы России. Это важное положение относится и к коммер­ческому праву.

Следует обратить внимание также и на то, что в качестве источника коммерческого права выступают и торговые обы­чаи. В нашей стране они формируются под влиянием обычаев внешнеторговых.

Еще по теме 1.2. Законодательные акты, регулирующие коммерческую деятельность:

  1. Проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудируемого лица
  2. 3. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ.
  3. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
  4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  5. Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации - Федерального Собрания.
  6. Система законодательства, регулирующего деятельность центрального банка
  7. Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность
  8. Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации
  9. Сопутствующие аудиту услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
  10. Вопрос 3Законодательство, регулирующее финансовые отношения и финансовую деятельность
  11. Федеральные и российские правила (стандарты), регулирующие использование персональных компьютеров в аудиторской деятельности
  12. 8.1.5. Понятие финансового результата деятельности ком мерческой организации. Показатели рентабельности (доходности) деятельности коммерческой организации
  13. Глава 2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий
  14. Глава 2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий 2.1

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право -

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности:

    свободное распоряжение своим трудом,

    право частной собственности,

    равенство всех форм собственности,

    свобода экономической деятельности,

    единство экономического пространства,

    свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

    общегражданские права человека.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.

12. Иные нормативные акты

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский Экономический университет имени Г.В. Плеханова»

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО И ТОРГОВОГО ПРАВА

Контрольная работа

По дисциплине «Коммерческое право»

на тему №17:

«Порядок создания, реорганизации и ликвидации торговых организаций»

Выполнила

студентка группы 46

дистанционной формы обучения

факультета дистанционного обучения

Бачурина Анастасия Анатольевна

Проверила: Филипенкова О.Г.

Москва 2015

Введение. 2

Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций. 3

Глава 2. Порядок реорганизации торговых организаций. 8

Глава 3. Порядок ликвидации торговой организации. 13

Заключение. 19

Список используемых источников. 20


Введение

Сегодня настоящее время можно назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере экономики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.

Значение торговой сферы не вызывает никаких сомнений. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве.

Сфера торговли – это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.

Как такового определения в праве понятия торговой организации не существует, однако торговой организацией можно назвать коммерческую организацию любой организационно-правовой формы, занимающуюся торговой деятельностью (розничной, оптовой продажей товаров и т.д.).

В данной контрольной работе будут рассмотрены создание, реорганизация и ликвидация торговых организаций, исходя из законов Российской Федерации.



Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций

Коммерческие организации создаются по воле учредителей, а законность их создания контролируется государством при проведении государственной регистрации. Торговая организация считается созданной с момента государственной регистрации.

Обязательная государственная регистрация всех юридических лиц является одной из форм государственного контроля и проводится в целях защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, других юридических лиц. Она осуществляется для борьбы с тайным предпринимательством, проведения налогообложения, получения сведений статистического учета и т.д.

В соответствии с законодательством в России можно выделить следующие способы создания торговых организаций: нормативно-явочный, разрешительный и распорядительный.

В условиях рыночной экономики большинство торговых организаций создаются в нормативно-явочном порядке, при котором не требуется специального разрешения компетентных органов, а достаточно соблюдения правовых норм, регулирующих правовой статус и образование данного вида юридических лиц и обращения учредителей в регистрирующий орган.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" расширяет права владельцев стационарных магазинов. От разрешительного порядка работы он переводит их на уведомительный. То есть желающий открыть магазин может внести узаконенный пакет документов в муниципальный орган, и тот в течение трех дней обязан выдать свидетельство о праве на работу.

С 1 января 2010 г. в России начал действовать уведомительный характер регистрации бизнеса для малых предприятий. Любой коммерсант, пожелавший открыть, например, салон красоты, суши-бар, должен будет послать уведомление, где укажет на соответствие своей деятельности законодательству и нормам безопасности людей. С 2011 г. заявить об открытии собственного предпринимательского дела можно по электронной почте. Уведомительный характер регистрации коснулся малых предприятий, работающих в сфере розничной и оптовой торговли, общественного питания, пассажирских (до 20 человек) и грузовых перевозок, бытовых услуг. В общем объеме эти отрасли охватывают три четверти малого бизнеса.

В установленных законом случаях при создании коммерческих организаций применяется разрешительный порядок, предполагающий получение учредителями (участниками) организации предварительного разрешения компетентного органа на ее создание. Например, согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" необходимо получение предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений торговых организаций в форме союзов или ассоциаций.

Разрешительный характер открытия и работы остается для нестационарных объектов торговли, к которым относятся лотки, ларьки, палатки, киоски. Чтобы открыть их, необходимо предоставить расширенный список документов.

В ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ обращается внимание на особенности размещения нестационарных торговых объектов. Их размещение на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, причем схемой должно предусматриваться размещение не менее чем 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.

В распорядительном порядке, т.е. на основании распоряжения компетентного органа государственного управления или органа местного самоуправления, создаются государственные и муниципальные унитарные торговые организации. Функции собственника, создающего такие организации, возложены на Росимущество и его органы на местах. Казенное предприятие создастся по решению Правительства РФ. Особенность данного способа заключается в том, что субъекты торговой деятельности создаются не самим собственником (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями), а уполномоченным им лицом.

Процесс учреждения коммерческой организации можно условно разделить на три стадии:

1) Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации.

2) Государственная регистрация коммерческой организации.

3) Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов.

1. Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации . Согласно статье 12 ФЗ Закона 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

· решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

· документ об уплате государственной пошлины.

Из перечисленных документов решение о создании юридического лица и учредительные документы являются документами, которые необходимо разработать учредителями для регистрации коммерческой организации.

Принятие решения о создании коммерческой организации происходит на собрании лиц, учреждающих общество. Решение о создание коммерческой организации должно быть принято единогласно. Оно может оформляться в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На собрании лиц, учреждающих общество, должен быть принят учредительный документ коммерческой организации. Перечень учредительных документов коммерческой организации устанавливается нормами ГК РФ и федеральных законов о соответствующих организационно-правовых формах коммерческих организаций.

2. Государственная регистрация коммерческой организации . Согласно статье 8 Закона 129-ФЗ о регистрации государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрирующим органом в РФ является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.04.2015)). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. С указанного момента коммерческая организация считается созданной.

3. Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов . Под формированием минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов, понимается процесс закрепления принадлежащего учредителям имущества за создаваемым юридическим лицом. Формирование минимального обособленного имущества может происходить как до момента регистрации коммерческой организации, так и после указанного момента. Размер названного имущества коммерческой организации, а также процедура его формирования зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации.

Необходимость формирования минимального обособленного имущества обусловлена потребностью в защите имущественных прав кредиторов коммерческой организации. Обеспечительная функция проявляется в том, что размер чистых активов коммерческой организации, который определяется разницей между активом и пассивом организации, не может быть меньше размера минимального обособленного имущества. В противном случае, коммерческая организация должна уменьшить размер своего минимального обособленного имущества, а если размер чистых активов будет меньше минимального размера, установленного законом или учредительными документами, то коммерческая организация обязана ликвидироваться.

Между тем следует отметить, что имущество коммерческой организации не исчерпывается минимальным обособленным имуществом, гарантирующим права его кредиторов. В ходе своей деятельности коммерческие организации вправе приобретать иное имущество, которое может не входить в состав минимального обособленного имущества.

При усилившейся тенденции развития корпоративного законодательства и демократизации трудового законодательства в современной юридической литературе пока еще отсутствует глубокое исследование правовой природы и сущности локальных актов юридических лиц и их места в структуре правового регулирования деятельности организации, иногда отсутствует и само упоминание о них как об одной из форм (источников) позитивного права. Там, где локальные акты упоминаются в перечне форм (источников) права, они выделяются в отдельную группу по субъекту правотворчества и понимаются как нормативные акты, регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения . «Локальные акты издаются администрацией (почему только ею? ) для решения своих (почему только своих?) внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного конкретного коллектива людей (а например, на органы управления организации?). Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями» (сфера локального правового регулирования, с нашей точки зрения, значительно шире). Такие «скромные» определения локальных нормативных актов в современных учебниках по теории права и их места в системе источников правового регулирования деятельности коммерческих организаций отражают неисследованность данной проблемы. Отметим, что ни в Гражданско-процессуальном, ни в Арбитражно-процессуальном кодексах РФ в числе нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, внутренние документы организации прямо не указываются. Судебная практика, однако, подтверждает, что при разрешении споров суды руководствуются не только законодательством, но и документами, принятыми в соответствии с этим законодательством компетентными органами организации.

Так, при рассмотрении споров об оплате труда суды руководствуются действующими в организациях Положениями об оплате труда, при рассмотрении споров по вопросу о порядке предоставления и продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, спецпитания – коллективными договорами и локальными нормативными актами . Несмотря на отсутствие в процессуальном законодательстве указания на локальные нормативные акты как на правовые основания для разрешения споров, каждый практикующий юрист вспомнит, как суд в той или иной ситуации руководствовался внутренними документами организации: положениями об органах управления хозяйственного общества, об оплате труда, другими документами, содержащими локальные нормы, как источником права.

И это объяснимо, в том числе с точки зрения обеспечения гарантий прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организации – вступая в какую-либо иную организацию, они должны принять на себя «некое самоограничение», выражающееся в необходимости подчиняться определенным правилам и нормам, установленным в данной организации. Такой принцип лежит в основе построения любой корпорации, любого субъекта коллективного предпринимательства. При этом, во-первых, правила, установленные в конкретной организации, не должны противоречить требованиям законодательства, а, во-вторых, участник этой организации должен иметь право выйти из ее состава при несогласии с тем или иным решением по возможности без имущественных потерь. Такие гарантии на «выход» из организации в отношении участников хозяйственных обществ и товариществ установлены нормами соответствующих законов (ст. 75 Закона об АО, ст. 26 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Локальное нормотворчество в сфере трудовых отношений

Положительными новеллами Трудового кодекса РФ, который с точки зрения локального нормотворчества является наиболее «передовым» законодательным актом, на наш взгляд, стали признание локальных нормативных актов частью системы трудового законодательства (в широком смысле как совокупности правовых актов, содержащих нормы трудового права) – ст. 5 ТК РФ, а также признание за работодателем права в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права – ст. 8, 22 ТК РФ. Трудовым кодексом предусмотрено принятие в организациях Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), также установлено, что для коммерческих организаций системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций (ст. 135 ТК РФ). Здесь, конечно, имеются в виду традиционно принимаемые в организациях Положения об оплате и стимулировании труда.

Независимо от организационно-правовой формы в коммерческих организациях целесообразно иметь иные положения, обеспечивающие социально-трудовую сферу и развитие персонала организации – о конкурсном отборе персонала, об обучении, об адаптации, об аттестации, об организации ротации, о социальных и трудовых гарантиях и льготах персонала.

Для эффективного применения многие внутренние документы организации, касающиеся правового регулирования социально-трудовой сферы, целесообразно принимать после широкого обсуждения в трудовых коллективах, профсоюзной организации. Ряд локальных нормативных актов в соответствии с требованиями действующего законодательства должен быть принят с учетом мнения или согласован с представительным органом работников . К числу таких документов, в частности, относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате и стимулировании труда, об аттестации персонала, об обучении персонала. Перечень документов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть расширен по усмотрению самой организации, в рамках развития социального партнерства.

Важно отметить, что Трудовой кодекс РФ содержит отдельную статью 372, регулирующую порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Внутренние документы как часть системы корпоративного законодательства

Внутренние документы хозяйственных обществ и товариществ являются весомой частью корпоративного законодательства. В ГК РФ и Законах о хозяйственных обществах содержится значительное количество диспозитивных норм, когда определяющее значение в правовом регулировании тех или иных отношений имеет усмотрение самого хозяйственного общества в лице его компетентных органов управления.

Одной из значимых причин разработки и применения внутренних документов является обеспечение баланса интересов всех субъектов корпоративных отношений. К числу субъектов, деятельность которых может быть урегулирована внутренними документами, применительно к акционерным обществам относятся:

Само акционерное общество как целостная корпорация;

Органы управления и контроля акционерного общества;

Акционеры, в том числе их различные группы: миноритарные, держатели крупных пакетов акций, стратегические инвесторы, акционеры-менеджеры и пр.;

Персонал акционерного общества, в том числе высший менеджерский персонал, имеющий специфические ценностно-мотивационные установки.

Имущественные интересы перечисленных субъектов чаще всего не совпадают, хотя и не противоречат друг другу антагонистически. Так, при отрицательном балансе общества цель акционера на получение дивиденда окажется нереализованной; при неуспешности предпринимательской деятельности менеджеры не смогут получать соответствующую их запросу заработную плату и т. д. Сиюминутно интересы различных групп субъектов могут не совпадать (акционеры хотят получать дивиденды, а менеджеры направить прибыль на развитие производства), но в целом неантагонистическое противоречие, как всякое конструктивное противоречие, дает толчок развитию организации. Координация и, по возможности, гармонизация интересов субъектов корпоративных отношений должны быть положены в основу локального нормотворчества.

Соотношение интересов субъектов акционерных отношений, их коллизии определяются целым рядом обстоятельств, в том числе распределением акций общества, численностью и целевыми установками акционеров, спецификой деятельности и размером самого общества, зрелостью высшего менеджерского состава, сложившимися в трудовом коллективе традициями и пр. От диспозиции сил участников акционерных отношений во многом зависят активность локального нормотворчества, содержание и применение локальных норм.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ внес изменения в компетенцию органов управления акционерного общества по вопросу принятия внутренних документов. В прежней редакции Закона об АО утверждение внутренних документов относилось к компетенции совета директоров общества и предмет правового регулирования этими внутренними документами был четко оговорен – порядок деятельности органов управления общества (п. 14 ст. 65). При этом, как свидетельствует практика, акционерные общества принимали документы не только на этот предмет, в том числе и утверждали их на общем собрании акционеров. Спорным был вопрос об утверждении Положения о совете директоров самим советом директоров, при том, что образование этого органа относилось к компетенции общего собрания. Вряд ли правильным было утверждение на совете директоров Положения о ревизионной комиссии, осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества от общего собрания акционеров (п. 1 ст. 85 Закона об АО до внесения в него изменений 7 августа 2002 г.).

Действующий с 1 января 2002 г. Закон об АО четко разграничил полномочия органов управления общества по вопросу принятия внутренних документов. К компетенции общего собрания относится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов управления и контроля общества (п/п 19 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 85 Закона об АО), к компетенции совета директоров – утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов (п/п 13 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Любая определенность лучше неопределенности, и новеллы закона безусловно носят положительный характер. Теперь ясно, что (1) общее собрание утверждает все внутренние документы, регулирующие организацию и деятельность органов управления и контроля общества, и эти полномочия не могут быть переданы никакому другому органу, что (2) компетенция исполнительных органов должна быть четко прописана в уставе, что (3) совет директоров утверждает все внутренние документы общества, за исключением тех, утверждение которых отнесено к компетенции общего собрания и исполнительных органов.

Но вопросы и трудности правоприменения остались. Во-первых, ограничение общего собрания акционеров в утверждении только внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества, в сочетании с положением п. 3 ст. 48 Закона об АО, согласно которому общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО, вызывает недоумение. А как быть, например, с внутренними документами, которые регулируют вопросы компетенции общего собрания, – отнести их утверждение к полномочиям общего собрания акционеров по содержанию вопроса или к полномочиям совета директоров, поскольку этот орган утверждает все иные документы, кроме регулирующих деятельность органов общества и отнесенных к компетенции исполнительных органов?

Заслуживает рассмотрения и точка зрения о том, что Закон об АО ограничивает таким путем локальное нормотворчество акционерных обществ – других документов, кроме регулирующих деятельность органов управления общества, общее собрание принять не вправе. Последнее предположение является вряд ли приемлемым для правоприменительной практики, и наверное, оно не является позицией законодателя . Действительно, вряд ли возможно урегулировать только в уставе правоотношения, основанные на многочисленных диспозитивных нормах Закона об АО. В уставе, например, можно предусмотреть создание фонда акционирования работников общества, а прописать порядок формирования и распределения этого фонда все-таки целесообразно в отдельном внутреннем документе, иначе устав будет перегружен излишней детализацией, станет неудобным в использовании. К числу пользователей устава относятся не только сами акционеры (участники), но также и государственные органы и организации, банки, другие кредитно-финансовые организации, контрагенты по договорам: поставщики, потребители и пр.

Представляется, что отнесение к полномочиям общего собрания акционеров утверждения внутренних документов по вопросам его компетенции, определенной ст. 48 и другими статьями Закона об АО, не противоречит этому закону. Ведь принятие решения общим собранием акционеров по вопросу его компетенции может выражаться и в утверждении внутреннего документа на этот предмет. Так, например, общее собрание акционеров может принять (в порядке реализации ст. 42 Закона об АО) Положение о выплате дивидендов акционерным обществом, обозначив там в соответствии с уставом срок, форму (деньгами или иным имуществом), порядок выплаты дивидендов и прочие положения, касающиеся начисления и выплаты дивидендов конкретно этим акционерным обществом. На наш взгляд, это не будет противоречить положениям законодательства и ущемлять права акционеров. Напротив, приобретая акции этого общества, инвесторы будут заранее знать, в какие сроки и в каком порядке они смогут получить дивиденды. Размер дивиденда по обыкновенным акциям при этом будет определяться ежегодно решением годового общего собрания акционеров в зависимости от полученной обществом чистой прибыли и приоритетов в ее использовании.

С нашей точки зрения, было бы неправильным по причине ограниченного толкования права общего собрания акционеров на принятие внутренних документов передать в компетенцию совета директоров утверждение, например, Положения о выплате дивидендов и других внутренних документов по вопросам компетенции общего собрания. Тем более было бы неправильным лишать права акционерные общества на внутреннее нормотворчество в пределах дозволенной законодательством свободы усмотрения.

Нашей рекомендацией является также четкое распределение в уставе акционерного общества компетенции органов управления по вопросу локального нормотворчества. Не следует забывать положения Закона об АО о необходимости определения в уставе компетенции исполнительных органов по вопросу принятия внутренних документов (п/п 13 п. 1. ст. 65), а также о разграничении компетенции самих исполнительных органов (п. 1 ст. 69). То есть в уставе общества теперь должно быть четко прописано, какие локальные нормативные акты утверждает единоличный исполнительный орган, а какие – коллегиальный. Представляется более целесообразным не приводить в уставе закрытого перечня документов, но очертить сферу правового регулирования, входящую в компетенцию, соответственно, генерального директора (директора) и правления (дирекции) общества.

Заслуживающим внимания является вопрос о соотношении устава и внутренних документов, их роли в обеспечении правовой основы создания и деятельности коммерческой организации. Устав хозяйственного общества имеет статус учредительного документа (ст. 10 Закона об АО, ст. 12 Закона об ООО).

Представляется неверной точка зрения специалистов, причисляющих устав к внутренним документам организации, в том числе и в связи с изменением порядка государственной регистрации юридических лиц и изменений их учредительных документов в соответствии с Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ . Отсутствие на уставе штампа налоговых органов, осуществляющих государственную регистрацию, не превращает устав во внутренний документ организации. Во-первых, законодательство предусматривает определенный правовой режим принятия изменений учредительных документов. Так, необходимость внесения изменений в устав АО потребует, как правило , созыва общего собрания, которое должно принять соответствующее решение квалифицированным большинством голосов. При этом у акционера появляется право требовать выкупа акций, если он голосовал против этого решения или не принимал участия в голосовании (ст. 75 Закона об АО). Таких правовых последствий не возникает при утверждении общим собранием внутренних документов общества. Во-вторых, внесение изменений в учредительные документы, в отличие от внутренних документов, требует государственной регистрации таких изменений или уведомления о них регистрирующих органов. В-третьих, в тексте федеральных законов о хозяйственных обществах делается содержательное различие между уставом и внутренними документами. Так, например, компетенция совета директоров предусмотренна в Законе и может быть расширена уставом общества (п/п 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО), а порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Таким образом, следует внимательно относиться к законодательным положениям и способам выражения свободы усмотрения общества: если в законодательстве содержится право хозяйственного общества урегулировать какой-либо вопрос только в уставе общества, то этот вопрос должен быть прописан именно в уставе, а не во внутренних документах.

В федеральных законах о хозяйственных обществах (ст. 89 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО), регулирующих хранение документов общества, устав перечисляется отдельно от внутренних документов.

При всех этих различиях между уставом и внутренними документами в правовой литературе допускается понимание устава как внутреннего документа общества . В Кодексе корпоративного управления и даже в нормативных актах ФКЦБ устав также включается в число внутренних документов. Такое положение дел, с нашей точки зрения, нельзя считать верным, исходя из приведенной выше аргументации. Статус устава – особый – это учредительный документ хозяйственного общества, хотя и регулирующий его «внутреннюю жизнь»; в иерархии корпоративных актов он стоит выше всех других документов. Внутренние документы не могут противоречить уставу и в случае наличия таких коллизий, применяются нормы устава хозяйственного общества.

Интересен также вопрос о соотношении локальных нормативных актов организации и стандартов предприятия (СТП), принимаемых в рамках системы управления качеством коммерческой организации. Стандарт предприятия является, на наш взгляд, ничем иным, как локальным нормативным актом, регулирующим одну или несколько сфер производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности организации. СТП утверждаются полномочными органами управления юридического лица, распространяют свое действие на внутренние отношения организации. Следует отметить, что международная система качества ИСО-9000 положительно расценивает наличие наряду со стандартами предприятия других положений, инструкций, регламентов, регулирующих различные стороны деятельности коммерческой организации.

Основные выводы

Все изложенное выше позволяет нам определить место локальных нормативных актов коммерческой организации в иерархии других нормативных актов, т. е. включить их в систему правового регулирования предпринимательской деятельности и обозначить их существенные черты.

Внутренние документы или локальные нормативные акты:

Основаны на законодательстве и иных правовых актах и не могут противоречить им ;

Принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному императивному запрету;

Устанавливая внутренние процедуры (регламенты), обеспечивают реализацию норм законодательства и иных правовых актов;

Принимаются компетентными органами управления коммерческой организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными, в том числе органами государственного управления, если для определенных организационно-правовых форм в части правового регулирования соответствующих отношений не предусмотрено иное (например, для государственных и муниципальных унитарных предприятий в ряде случаев необходимо согласование с собственником имущества);

В отличие от организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя, решений коллегиальных органов управления) имеют нормативный, а не индивидуально-определенный характер, т. е. распространяются на всех субъектов, участвующих в соответствующих отношениях: органы управления, акционеров (участников), работников, работодателя, структурные подразделения организации;

Учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации;

В ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) принимаются с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников.

Применительно к акционерным обществам под локальными нормативными актами или внутренними документами следует понимать разрабатываемые и принимаемые органами управления акционерного общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и уставом общества, правовые акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, коммерческой, производственно-хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности общества.

Локальные нормативные акты акционерного общества могут определять правовой статус органов управления, должностных лиц и структурных подразделений общества, порядок взаимоотношений между ними, правовой режим уставного капитала, вопросы распоряжения имуществом, распределения прибыли общества, развития персонала, образования и использования фондов и резервов и иные вопросы организации и деятельности общества.

При этом важно подчеркнуть, что эффективность локального нормотворчества не определяется количеством принятых внутренних документов. Если документы «срисовываются» с типовых образцов, без учета специфики конкретной организации, и принимаются в «комплекте с уставом», ничего, кроме неблагоприятных правовых, управленческих и социальных последствий, такой подход к локальному нормотворчеству принести не может. Качество системы локального нормотворчества определяется, на наш взгляд, ее непротиворечивостью, последовательностью, самодостаточностью, распространением на все сферы деятельности организации, учетом и соблюдением прав и законных интересов как субъектов правотворчества, так и его адресатов.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание собственной корпоративной культуры – совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество.

1. См. Шиткина И. С. Локальное нормотворчество коммерческих организаций // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2002. № 3.

2. При этом, поскольку все документы, принимаемые в организации (должностные и прочие инструкции, приказы, распоряжения, методические рекомендации), по своей сути являются внутренними документами, представляется, что понятие «локальные нормативные акты» - более удачно.

3. См. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В., М., 2000. С.382.

5. Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В. В., М., 2000. С.179.

6. См. например, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второе полугодие 1997 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 4; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 1997. Вестник Верховного Суда РФ, 1998. № 3; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 1998. № 7422/97. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. № 6.

7. Важно отметить, что Трудовой кодекс РФ, в отличие от ранее действующего КЗоТ РФ, уже не относит коллективный договор к локальным нормативным актам организации, выделяя его наряду с трудовыми договорами и соглашениями, в отдельную группу источников трудовых норм, принятых в договорном порядке (ст. 9 ТК РФ). Возможности урегулирования трудовых отношений коллективным договором значительно расширены.

8. Трудовой кодекс РФ устанавливает при принятии локальных нормативных актов в качестве общей процедуру учета мнения представительного органа работников. Процедура согласования локальных нормативных актов с представительным органом работников может быть установлена коллективным договором или соглашениями - части 2,3 ст. 8 ТК РФ.

9. Хотя в литературе, комментирующей изменения в Федеральном законе «Об акционерных обществах», имеется точка зрения об ограничении этим законом свободы усмотрения и соответственно нормотворчества акционерных обществ. См.: Экономика и жизнь 2001. № 40. С. 1.

Не возражая по существу этой мысли, поскольку Закон «Об акционерных обществах» с изменениями от 7 августа 2002 г. на законодательном уровне действительно решает большее количество вопросов по сравнению с прежней редакцией закона и ряд правоотношений регламентирует более детально, мы считаем, что Закон «Об акционерных обществах» с изменениями от 7 августа 2001 г. не имеет в качестве цели уменьшение значения локального нормотворчества акционерных обществ.

10. См. Казакова В. Н. Первые плоды нового Закона // «ЭЖ-Юрист». 2002. № 36. С.1.

11. Исключения из правил установлены ст.12 Закона об АО, которая предусматривает случаи, когда изменения в устав могут быть внесены решением совета директоров (при увеличении уставного капитала, в связи с созданием и ликвидацией филиалов и представительств).

12. См.: например, Шапкина Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2001. № 11. С.5.

13. Кодекс корпоративного управления одобрен на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению распоряжением ФКЦБ от 4 апреля 2002 г. № 421/р // Вестник ФКЦБ. 2002. № 4.

14. См., например, п. 2.4 и др. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/ПС // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 31.

15. В Трудовом кодексе содержится очень важная норма, аналог которой следовало бы предусмотреть в других отраслях законодательства, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, признаются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Классификация предприятий по размерам

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности – средние и близкие к мелким предприятия.

В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями.

Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) доля участия в уставном капитале других юридических лиц не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников не должна превышать:

а) для средних предприятий -от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно;

б) для малых предприятий –от шестнадцати до ста человек включительно;

в) для микропредприятия – от одного человека до пятнадцати человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать:

а) для средних предприятий –1000 млн. рублей;

б) для малых предприятий -400 млн. рублей;

в) для микропредприятия- 60 млн. рублей;

Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В наиболее развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50–70% прироста числа рабочих мест.

Правовое обеспечение создания и функционирования коммерческой организации является основой ее взаимодействия с государством, юридическими и физическими лицами. Совокупность нормативной базы может быть представлена в виде двух блоков, а именно внешними и внутренними нормативными документами (рис.3).


Правовые отношения в Российской Федерации определяются системой действующего законодательства, в которой одно из важнейших мест занимает Гражданский Кодекс РФ. Гражданский Кодекс определяет правовые нормы коммерческих организаций во взаимоотношениях с другими субъектами рыночной экономики, систематизирует права, обязанности и ответственность юридических лиц.

Налоговый Кодекс РФ является нормативным актом, регулирующим отношения между коммерческой организацией и государством по исполнению обязанностей налогоплательщика.

Трудовой кодекс РФ регламентирует отношения, возникающие между организацией и ее работниками.

Закон «О бухгалтерском учете» определяет законодательное требование к постановке экономической работы в коммерческой организации.

Стандарты бухгалтерского учета, сформулированные в Положениях по бухгалтерскому учету, определяют основные требования к постановке бухгалтерского учета по отдельным направлениям хозяйственной деятельности.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.