Сообщение о джоаккино россини. Биография

Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) - выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

Краткая биография

Родился в Пезаро (Италия), в семье валторниста. В 1810 году написал оперу "Брачный вексель", не получившую признания. Успех пришел к Россини три года спустя, когда в Венеции была поставлена его опера "Танкред", завоевавшая крупнейшие оперные сцены Италии. С этих пор успех сопутствовал ему почти во всех европейских странах. В 1815 году он подписывает в Неаполе контракт с антрепренером Д. Барбайя, обязуясь за постоянное годовое жалованье писать по две оперы в год. До 1823 года композитор самоотверженно трудился, выполняя условия контракта. В это же время он совершил гастрольную поездку в Вену, где ему был оказан восторженный прием.

Ненадолго задержавшись в Венеции, и написав там для местного театра оперу "Семирамида", Россини отправляется в Лондон, где пользуется огромным успехом как композитор и дирижер, а затем - в Париж. В Париже он становится директором Итальянской оперы, но вскоре его увольняют с этой должности. Учитывая заслуги Россини как крупнейшего композитора эпохи, для него создают должность главного интенданта королевской музыки, а затем - главного инспектора пения во Франции.

Закончив в 1829 году работу над "Вильгельмом Теллем", Россини уже до самой смерти не написал больше ни одной оперы. Все его композиторское творчество этого времени ограничилось "Stabat Mater", несколькими камерными и хоровыми произведениями и песнями. Это, пожалуй, единственный случай в истории музыки, когда композитор сам сознательно прервал свой творческий труд.

Временами он еще дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался кухней. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые рецепты. Некоторое время он был совладельцем Парижского оперного театра. С 1836 года жил в Италии, главным образом, в Болонье, но через 19 лет, вновь возвратился в Париж и уже не покидал его до конца жизни.

Когда было решено еще при жизни Россини воздвигнуть на его родине в Пезаро памятник стоимостью в два миллиона лир, композитор не согласился, возразив: "Дайте мне эти деньги, и я ежедневно в течение двух лет буду стоять по два часа на цоколе в любой позе".

В творческое наследие Россини входят 37 опер ("Севильский цирюльник", "Сорока-воровка", "Итальянка в Алжире", "Золушка", "Вильгельм Телль" и др.), "Stabat Mater", 15 кантат, многочисленные хоровые произведения, песни, камерные произведения (главным образом квартеты для духовых инструментов). Его музыка выдержана в стиле позднего классицизма и в итальянских традициях. Она отличается необычайной темпераментностью, неистощимым мелодическим многообразием, легкостью, блестящим использованием всех оттенков инструментов и исполнительских голосов (в том числе не встречавшегося до него колоратурного меццо-сопрано), богатым аккомпанементом, самостоятельной трактовкой оркестровых партий, умелой характеристикой сценических ситуаций. Все эти достоинства выдвигают Россини, вместе с Моцартом и Вагнером, в ряд величайших оперных композиторов.

Произведения

оперы:
«Вексель на брак» (1810)
«Итальянка в Алжире» (1813)
«Севильский цирюльник» (1816)
«Золушка» (1817)
«Моисей в Египте» (1818)
«Вильгельм Телль» (1829)
5 струнных квартетов
Stabat Mater (1842)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОАККИНО РОССИНИ

1. «Деметрио и Полибио», 1806. 2. «Вексель на брак», 1810. 3. «Странный случай», 1811. 4. «Счастливый обман», 1812. 5. «Кир в Вавилоне», 1812. 6. «Шёлковая лестница», 1812. 7. «Пробный камень», 1812. 8. «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы», 1812. 9. «Синьор Брускино, или Случайный сын», 1813. 10. «Танкред», 1813. И. «Итальянка в Алжире», 1813. 12. «Аврелиано в Пальмире», 1813. 13. «Турок в Италии», 1814. 14. «Сигизмондо», 1814. 15. «Елизавета, королева Англии», 1815. 16. «Торвальдо и Дорлиска», 1815. 17. «Альмавива, или Тщетная предосторожность» (известна под названием «Севильский цирюльник»), 1816. 18. «Газета, или Брак по конкурсу», 1816. 19. «Отелло, или Венецианский мавр», 1816. 20. «Золушка, или Торжество добродетели», 1817. 21. «Сорока-воровка», 1817. 22. «Армида», 1817. 23. «Аделаида Бургундская», 1817. 24. «Моисей в Египте», 1818. 25. Французская редакция - «Моисей и фараон, или Переход через Красное море», 1827. 26. «Адина, или Калиф Багдадский», 1818. 27. «Риччардо и Зораида», 1818. 28. «Эрмиона», 1819. 29. «Эдуардо и Кристина», 1819. 30. «Дева озера», 1819. 31. «Бьянка и Фальеро, или Совет трёх», 1819. 32. «Магомет II», 1820. 33. Французская редакция под названием «Осада Коринфа», 1826. 34. «Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце», 1821. 35. «Зельмира», 1822. 36. «Семирамида», 1823. 37. «Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии», 1825-38. «Граф Ори», 1828. 39. «Вильгельм Телль», 1829.

Оперы, составленные из отрывков разных опер Россини

«Айвенго», 1826. «Завещание», 1827. «Чиндерелла», 1830. «Роберт Брюс», 1846. «Едем в Париж», 1848. «Забавное происшествие», 1859.

Для солистов, хора и оркестра

Гимн независимости, 1815, кантаты - «Аврора», 1815, «Свадьба Фетиды и Пелея», 1816, «Искренняя дань уважения», 1822, «Счастливое предзнаменование», 1822, «Бард», 1822, «Священный союз», 1822, «Жалоба муз на смерть лорда Байрона», 1824, Хор Муниципальной гвардии Болоньи, 1848, Гимн Наполеону III и его доблестному народу, 1867, Английский Национальный гимн, 1867.

Для оркестра

Симфонии D-dur, 1808 и Es-dur, 1809, Серенада, 1829, Военный марш, 1853.

Для инструментов с оркестром

Вариации для облигатных инструментов F-dur, 1809, Вариации C-dur, 1810.

Для духового оркестра

Фанфаре для четырёх труб, 1827, три марша, 1837, Корона Италии, 1868.

Камерно-инструментальные ансамбли

Дуэты для валторн, 1805, 12 вальсов для двух флейт, 1827, шесть сонат для двух скрипок, виолончели и контрабаса, 1804, пять струнных квартетов, 1806-1808, шесть квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота, 1803-1809, тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота, 1812.

Для фортепиано

Вальс, 182-3, Веронский конгресс, 1823, Дворец Нептуна, 1823, Душа чистилища, 1832.

Для солистов и хора

Кантата «Жалоба Гармонии на смерть Орфея», 1808, «Смерть Дидоны», 1811, кантата для трёх солистов, 1819, «Партенопа и Игея», 1819, «Благодарность», 1821.

Кантата «Пастушеское приношение» (к торжественному открытию бюста Антонио Кановы), 1823, «Песнь Титанов», 1859.

Кантаты «Элье и Ирена», 1814, «Жанна д’Арк», 1832, «Музыкальные вечера», 1835, три вокальных квартета, 1826-1827, «Упражнения для сопрано», 1827, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, объединённых под названием «Грехи старости», 1855-1868.

Духовная музыка

Graduale, 1808, месса, 1808, Laudamus, 1808, Qui tollis, 1808, Торжественная месса, 1819, Cantemus Domino, 1832, Ave Maria, 1832, Quoniam, 1832, Stabat mater, 1831-1832, вторая редакция - 1841-1842, три хора «Вера, Надежда, Милосердие», 1844, Tantnm ergo, 1847, О Salutaris Hoslia, 1857, Маленькая торжественная месса, 1863, то же для солистов, хора и оркестра, 1864, Мелодия Реквиема, 1864.

Музыка к спектаклям драматического театра

«Эдип в Колоне» (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и оркестра) 1815-1816.

Из книги Тукай автора Нуруллин Ибрагим Зиннятович

I. Произведения Тукая На татарском языке Габдулла Тукай. Сочинения в 2-х т. Академическое издание. Т. 1, 1943; т. 2, 1948. Таткнигоиздат.Габдулла Тукай. Сочинения в 4-х т. Таткнигоиздат, 1955-1956.Габдулла Тукай. Сочинения в 4-х т. Казань, Таткнигоиздат. Т. I, 1975; т. II, 1976; т. III,

Из книги Писемский автора Плеханов Сергей Николаевич

I. Произведения А.Ф.Писемского Повести и рассказы, ч. I-III. М., 1853. Изд. М.П.Погодина.Сочинения, тт. I-III. Спб., 1861. Изд. Ф.Стелловского.Сочинения, тт. I-XX. Полное издание М.О.Вольф. Спб. – М., 1883-1886.Полное собрание сочинений, тт. I-XXIV. Спб.-М., М.О.Вольф, 1895-1896.Полное собрание сочинений, тт.

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

I. Произведения Достоевского Полное собрание сочинений в 13-ти т. Спб., 1895.Полное собрание сочинений в 23-х т. Пб., «Просвещение», 1911-1918.Полное собрание художественных произведений в 13-ти т. М.-Л., ГИЗ, 1926-1930.Собрание сочинений в 10-ти т. М., Гослитиздат, 1956-1958.Полное собрание

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Произведения Д. В. Давыдова Стихотворения Дениса Давыдова. М., 1832.Давыдов Д. Замечания на некрологию H. H. Раевского с прибавлением его собственных записок на некоторые события войны 1812 года, в коих он участвовал. М., 1832.Сочинения в стихах и прозе Дениса Васильевича Давыдова.

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни автора Конради Карл Отто

Незавершенные произведения Когда Гёте, оглядываясь назад, высказывал недовольство своими творческими достижениями за первое веймарское десятилетие, он, вероятно, имел в виду то, что многие из начатых тогда вещей были либо не доведены до конца, либо же не отшлифованы до

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Из книги Всеволод Вишневский автора Хелемендик Виктор Сергеевич

I. Произведения В. В. Вишневского Всеволод Вишневский. Собрание сочинений, т. I–V. М., Государственное издательство художественной литературы, 1954–1960.Всеволод Вишневский. Собрание сочинений, т. VI (дополнительный). М., Государственное издательство художественной

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

«ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 1В 1838 году Академия наук «в изъявление уважения своего к заслугам» Даля избрала его членом-корреспондентом. Подразумевались заслуги Даля в естествознании: он был избран по отделению наук естественных.(«Подарки любят отдарки» - вскоре Даль

Из книги Марк Твен автора Чертанов Максим

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Но судьба на несколько дней приостанавливает свой бег. Сделаем это и мы, если вам угодно. Пора поговорить о писательских дебютах Мольера. Известно, что он многим обязан комедии дель арте. Не зря же он брал уроки у Скарамуша. Но что такое комедия дель

Из книги Агата Кристи автора Цимбаева Екатерина Николаевна

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Романы Агаты Кристи Оригинальное название Варианты переводов на русский язык The Mysterious Affair at Styles Таинственное происшествие в Стайлс Загадочное происшествие в Стайлзе The Secret Adversary Тайный враг Таинственный противник Murder on the Links Убийство на поле для

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ДЖОАККИНО РОССИНИ 29 ФЕВРАЛЯ 1792 - 13 НОЯБРЯ 1868АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» (1829)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЛЕЙТМОТИВА «ОДИНОКОГО РЕЙНДЖЕРА», РАЗУМЕЕТСЯ.МУДРЫЕ

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Массне, Россини, Верди и Гуно…» Массне, Россини, Верди и Гуно, Пуччини, Вагнер, Глинка и Чайковский В его репертуаре и давно Он угождает публике московской. Он не хватает с неба звезд, но ведь Не всем же быть Карузо иль Мазини, Во всяком случае он не медведь, Рожденный в

Из книги Россини автора Фраккароли Арнальдо

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОАККИНО РОССИНИ 1792, 39 февраля - Рождение Джоаккино Россини в Безаро. 1800 - Переезд с родителями в Болонью, обучение игре на спинете и скрипке. 1801 - Работа в театральном оркестре. 1802 - Переезд с родителями в Луго, занятия у Дж.

Из книги Без знаков препинания Дневник 1974-1994 автора Борисов Олег Иванович

Литературные произведения 1975 «Двадцать дней без войны» К Симонова.1976 «Сирень» Ю. Нагибина. «Никита», «Свет жизни» А. Платонова.1977 «Педагогическая поэма» А. Макаренко (6 частей).1978 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мертвой царевне и о семи

Джоаккино Россини (Joakkino Rossini) родился 29 февраля 1792 года в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы.

Он очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810 года, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс "Вексель на брак" (La cambiale di matrimonio, 1810 г.) – была поставлена в Венеции.

За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – "Пробный камень" (La pietra del paragone, 1812 г.) и "Шелковая лестница" (La scala di seta, 1812 г.) – до сих пор пользуются популярностью.

В 1813 году Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: "Танкред" (Tancredi) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа "Итальянка в Алжире" (L"italiana in Algeri), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции. Но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера "Турок" в Италии (Il Turco in Italia, 1814 г.) – своего рода «пара» к опере "Итальянка в Алжире") не имела успеха.

В 1815 году Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло».

Речь идет об опере "Елизавета, королева Английская" (Elisabetta, regina d"Inghilterra), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини).

Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер.

Второй из них - по времени написания - стала опера "Севильский цирюльник" (Il Barbiere di Siviglia), впервые поставленная 20 февраля 1816 года. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 года оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – "Отелло" по Шекспиру. В ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира.

Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима. Его "Золушка" (La cenerentola, 1817 г.) впоследствии благосклонно принималась публикой, однако премьера не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил эту неудачу гораздо спокойнее.

В том же 1817 году он ездил в Милан для постановки оперы "Сорока-воровка" (La gazza ladra) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры к ней.

По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу "Армида" (Armida), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем "Сорока-воровка".

За следующие четыре года Россини сочинил ещё десяток опер, в основном не особенно известных в настоящее время.

Вместе с тем, до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 году он написал оперу "Моисей в Египте" (Mos in Egitto), которая вскоре завоевала Европу.

В 1819 году Россини представил "Деву озера" (La donna del lago), которая имела успех более скромный.

В 1822 году Россини в сопровождении жены, Изабеллы Кольбран, впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы.

Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу "Зельмира" (Zelmira), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Хотя некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини.

Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза.

В феврале 1823 года он сочинил для Венеции новую оперу – "Семирамиду" (Semiramida), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. "Семирамида" может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, эта опера с таким блеском прошла в других странах, что после неё репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 года Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты, Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор.

Самым важным событием того времени стало получение композитором приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней. Кроме того, он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. (Надо помнить, что Париж был тогда центром "музыкальной вселенной", приглашение в Париж являлось для музыканта очень высокой честью).

Ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа. А самое главное, он сочинил комическую оперу "Граф Ори" (Le comte Ory), которая имела, как и следовало предполагать, огромный успех.

Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829 года, стала опера "Вильгельм Телль" (Guillaume Tell), сочинение, которое считают крупнейшим достижением композитора.

Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как "Севильский цирюльник", "Семирамида" или "Моисей": рядовые слушатели считали "Телля" оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что опера содержит прекраснейшую музыку, и к счастью, она не исчезла полностью из современного мирового репертуара. Все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После "Вильгельма Телля" Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры.

В течение следующего за "Теллем" десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет.

Правда, в 1831 году он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная "Stabat Mater" (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф. Мендельсоном, благодаря которому открыл для себя творчество И.С. Баха.

Можно полагать, что в Париж композитора призывали не только судебные дела. В 1832 году Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Так как отношения Россини с женой давно оставляли желать лучшего, в конце концов, супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного композитора.

В 1855 году Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться, к композитору вернулась доля оптимизма. Музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум.

15 апреля 1857 года – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их "Грехи моей старости". Эта музыка стала основой для балета "Волшебный магазинчик" (La boutique fantasque).

В 1863 году появилось последнее произведение Россини - "Маленькая торжественная месса" (Petite messe solennelle). Эта месса, по существу, - не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасное по музыке и проникнутое глубокой искренностью произведение.

Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Россини Джоаккино

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 века. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой - его «Севильский цирюльник» (1816). Оперы: «Танкред», «Итальянка в Алжире» (обе 1813), «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы).

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (полное имя Джоаккино Антонио) (29 февраля 1792, Пезаро - 13 ноября 1868, Пасси, близ Парижа), итальянский композитор.

Бурное начало
Сын валторниста и певицы, с детства обучался игре на разных инструментах и пению; пел в церковных хорах и театрах Болоньи, где семья Россини обосновалась в 1804. К 13 годам уже был автором шести обаятельных сонат для струнных. В 1806, когда ему было 14 лет, поступил в Болонский музыкальный лицей, где его педагогом по контрапункту был видный композитор и теоретик С. Маттеи (1750-1825). Свою первую оперу, одноактный фарс «Брачный вексель» (для венецианского театра Сан-Моизе), сочинил в возрасте 18 лет. Затем последовали заказы из Болоньи, Феррары, снова из Венеции и из Милана. Написанная для театра Ла Скала опера «Пробный камень» (1812) принесла Россини первый крупный успех. За 16 месяцев (в 1811-12) Россини написал семь опер, в том числе шесть в жанре оперы-буффа.

Первый международный успех
В последующие годы активность Россини не снижалась. В 1813 появились его первые две оперы, завоевавшие международный успех. Обе они создавались для театров Венеции. Опера-сериа «Танкред» богата запоминающимися мелодиями и гармоническими оборотами, моментами блестящего оркестрового письма; в опере-буффа «Итальянка в Алжире» объединены комический гротеск, чувствительность и патриотический пафос. Менее успешными оказались две оперы, предназначенные для Милана (в том числе «Турок в Италии», 1814). К тому времени утвердились основные черты стиля Россини, в том числе поразившее его современников знаменитое «россиниевское крещендо»: прием постепенного усиления интенсивности путем многократных повторов короткой музыкальной фразы с добавлением все новых и новых инструментов, расширением диапазона, дроблением длительностей, варьированием артикуляции.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Севильский цирюльник» и «Золушка»
В 1815 Россини по приглашению влиятельного импресарио Доменико Барбайи (1778-1841) отправился в Неаполь, чтобы занять должность постоянного композитора и музыкального руководителя театра Сан-Карло. Для Неаполя Россини писал главным образом серьезные оперы; одновременно он выполнял заказы, поступавшие из других городов, в том числе из Рима. Именно для римских театров были предназначены две лучшие оперы-буффа Россини «Севильский цирюльник» и «Золушка». Первая, с ее изящными мелодиями, возбуждающими ритмами и мастерски выполненными ансамблями, считается вершиной буффонного жанра в итальянской опере. На премьере в 1816 «Севильский цирюльник» провалился, однако некоторое время спустя он снискал любовь публики всех стран Европы. В 1817 появилась прелестная и трогательная сказка «Золушка»; партия ее героини начинается с простой песенки в народном духе и завершается роскошной колоратурной арией, подобающей принцессе (музыка арии заимствована из «Севильского цирюльника»).

Зрелый мастер
Среди серьезных опер Россини, созданных в тот же период для Неаполя, выделяется «Отелло» (1816); последний, третий акт этой оперы, с его прочной, цельной структурой, свидетельствует об уверенном и зрелом мастерстве Россини-драматурга. В своих неаполитанских операх Россини отдал необходимую дань стереотипной вокальной «акробатике» и вместе с тем существенно расширил спектр музыкальных средств. Многие ансамблевые сцены этих опер весьма обширны, хор играет непривычно активную роль, облигатные речитативы насыщены драматизмом, оркестр часто выдвигается на первый план. По-видимому, стремясь с самого начала вовлечь свою аудиторию в перипетии драмы, Россини в ряде опер отказался от традиционной увертюры. В Неаполе у Россини завязался роман с популярнейшей примадонной, подругой Барбайи И. Кольбран. В 1822 они поженились, однако их семейное счастье длилось недолго (окончательный разрыв произошел в 1837).

В Париже
Карьера Россини в Неаполе завершилась операми-сериа «Магомет II» (1820) и «Зельмира» (1822); его последней оперой, созданной в Италии, стала «Семирамида» (1823, Венеция). Несколько месяцев 1822 года композитор с женой провели в Вене, где Барбайя организовал оперный сезон; затем они вернулись в Болонью, а в 1823-24 совершили путешествие в Лондон и Париж. В Париже Россини занял пост музыкального руководителя Итальянского театра. Среди произведений Россини, созданных для этого театра и для Гранд-опера, есть редакции ранних опер («Осада Коринфа», 1826; «Моисей и Фараон», 1827), частично новые композиции («Граф Ори», 1828) и оперы, новые от начала до конца («Вильгельм Телль», 1829). Последняя - прототип французской героической большой оперы - нередко считается вершиной творчества Россини. Она необычайно велика по объему, содержит множество вдохновенных страниц, изобилует сложными ансамблями, балетными сценами и шествиями в традиционном французском духе. По богатству и утонченности оркестровки, смелости гармонического языка и насыщенности драматическими контрастами «Вильгельм Телль» превосходит все прежние произведения Россини.

Снова в Италии. Возвращение в Париж
После «Вильгельма Телля» 37-летний композитор, достигший вершины славы, решил отказаться от сочинения опер. В 1837 он уехал из Парижа в Италию и два года спустя был назначен советником Болонского музыкального лицея. Тогда же (в 1839) он заболел длительной и тяжелой болезнью. В 1846, через год после смерти Изабеллы, Россини женился на Олимпии Пелисье, с которой он к тому времени жил уже 15 лет (именно Олимпия заботилась о Россини во время его болезни). Все это время он практически не сочинял (его церковная композиция Stabat mater, впервые исполненная в 1842 под управлением Г. Доницетти, относится еще к парижскому периоду). В 1848 чета Россини переехала во Флоренцию. Возвращение в Париж (1855) благотворно сказалось на здоровье и творческом тонусе композитора. Последние годы его жизни были отмечены созданием множества изящных и остроумных фортепианных и вокальных пьес, которые Россини называл «Грехами старости», и «Маленькой торжественной мессы» (1863). Все это время Россини был окружен всеобщим почтением. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез; в 1887 его прах был перенесен во флорентийскую церковь св. Креста (Санта-Кроче).

Италия - удивительная страна. То ли природа там особенная, то ли народ в ней живёт необыкновенный, но лучшие мировые произведения искусства так или иначе связаны с этим средиземноморским государством. Музыка - отдельная страница в жизни итальянцев. Спросите любого из них, как звали великого итальянского композитора Россини, и незамедлительно получите правильный ответ.

Талантливый воспеватель бельканто

Кажется, что ген музыкальности заложен в каждого жителя самой природой. Неслучайно все использующиеся при написании партитур, произошли из латинского языка.

Невозможно представить итальянца, не умеющего красиво петь. Красивое пение, по-латински бельканто, - истинно итальянская манера исполнения музыкальных произведений. Композитор Россини прославился на весь мир своими восхитительными сочинениями, созданными именно в этой манере.

В Европе мода на бельканто пришлась на конец восемнадцатого-девятнадцатый века. Можно сказать, что выдающийся итальянский композитор Россини родился в самое подходящее время и в самом подходящем месте. Был ли он баловнем судьбы? Сомнительно. Скорее всего, причина его успеха в божественном даре таланта и в особенностях характера. А кроме того, процесс сочинения музыки был для него совсем не утомительным. Мелодии рождались в голове композитора с поразительной лёгкостью - только успевай записывать.

Детство композитора

Полное имя композитора Россини звучит как Джоаккино Антонио Россини. Родился он 29 февраля 1792 года в городе Пезаро. Малыш был невероятно очаровательным. «Маленький Адонис», - вот как звали итальянского композитора Россини в раннем детстве. Местный художник Манчинелли, расписывавший в то время стены церкви святого Убальдо, попросил позволения у родителей Джоаккино изобразить малыша на одной из фресок. Он запечатлел его в виде ребёнка, которому ангел указывает путь в небо.

Его родители, хоть и не имели специального профессионального образования, были музыкантами. Мать, Анна Гвидарини-Россини обладала очень красивым сопрано и пела в музыкальных спектаклях местного театра, а отец, Джузеппе Антонио Россини, там же играл на трубе и валторне.

Единственный ребёнок в семье, Джоаккино был окружён заботой и вниманием не только родителей, но и многочисленных дядюшек, тётушек, бабушек и дедушек.

Первые музыкальные произведения

Первые попытки сочинять музыку он предпринял, как только получил возможность брать в руки музыкальные инструменты. Партитуры четырнадцатилетнего мальчика выглядят вполне убедительно. В них явно прослеживаются тенденции оперного построения музыкальных сюжетов - акцентируются частые ритмические перестановки, в которых преобладают характерные, песенные мелодии.

В США хранятся шесть партитур с сонатами для квартета. Они датированы 1806 годом.

«Севильский цирюльник»: история сочинения

Во всем мире композитор Россини, известен в первую очередь как автор оперы-буфф «Севильский цирюльник», однако мало кто может сказать, какой была история её появления. Первоначальное название оперы - «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дело в том, что один «Севильский цирюльник» к тому времени уж существовал. Первую оперу по забавной пьесе Бомарше написал маститый Джованни Паизиелло. Его сочинение с большим успехом шло на сценах итальянских театров.

Театр Аржентино сделал молодому маэстро заказ на комическую оперу. Все либретто, предложенные композитором, были отвергнуты. Россини попросил Паизиелло разрешить ему написать свою оперу на пьесу Бомарше. Тот не возражал. Знаменитого «Севильского цирюльника» Россини сочинил за 13 дней.

Две премьеры с разным результатом

Премьера прошла с оглушительным провалом. Вообще с этой оперой связано немало мистических происшествий. В частности, исчезновение партитуры с увертюрой. Она представляла собой попурри из нескольких весёлых народных песенок. Композитор Россини должен был спешно придумать замену утраченным страницам. В его бумагах сохранились ноты к написанной семь лет назад и давно позабытой опере «Странный случай». Внеся незначительные изменения, он включил живые и лёгкие мелодии собственного сочинения в новую оперу. Второе исполнение оказалось триумфальным. Оно стало первым шагом на пути к мировой славе композитора, а его певучие речитативы до сих пор вызывают восторг у публики.

Больше серьёзных переживаний по поводу постановок у него не было.

Слава композитора быстро добралась и до континентальной Европы. Сохранились сведения о том, как звали композитора Россини его друзья. Генрих Гейне считал его «Солнцем Италии» и величал «Божественным маэстро».

Австрия, Англия и Франция в жизни Россини

После триумфа на родине Россини с Изабеллой Кольбран отправились покорять Вену. Здесь он был уже хорошо известен и признан как выдающийся композитор современности. Ему рукоплескал Шуман, а Бетховен, совсем ослепший к этому времени, выразил восхищение и посоветовал не уходить со стези сочинения опер-буфф.

Париж и Лондон встретили композитора с не меньшим восторгом. Во Франции Россини задержался надолго.

Во время своего пространного турне он сочинил и поставил на лучших столичных сценах большую часть своих опер. Маэстро был обласкан королями и завёл знакомства с самыми влиятельными людьми мира искусства и политики.

Во Францию Россини вернётся и в конце жизни, чтобы лечиться от желудочных недомоганий. В Париже композитор и умрёт. Это произойдёт 13 ноября 1868 года.

«Вильгельм Телль» - последняя опера композитора

Россини не любил слишком много времени тратить на работу. Часто в новых операх он использовал одни и те же, давно придуманные мотивы. На каждую новую оперу у него редко уходило больше месяца. В общей сложности композитор написал их 39.

«Вильгельму Теллю» он посвятил целых шесть месяцев. Все партии писал заново, не используя старые партитуры.

Музыкальная обрисовка австрийских солдат-захватчиков у Россини намеренно эмоционально бедна, однообразна и угловата. А для швейцарского народа, отказавшегося подчиниться поработителям, композитор, напротив, написал многообразные, мелодичные, богатые ритмами партии. Он использовал народные песни альпийских и тирольских пастухов, добавив им итальянской гибкости и поэтичности.

В августе 1829 года состоялась премьера оперы. Король Франции Карл Х был восхищён и наградил Россини Орденом Почётного Легиона. Публика же отнеслась к опере холодно. Во-первых, действие растянулось на четыре часа, а во-вторых, новые музыкальные приёмы, придуманные композитором, оказались трудными для восприятия.

В последующие дни дирекция театра сократила спектакль. Россини был возмущён и оскорблён до глубины души.

Несмотря на то что данная опера оказала огромное влияние на дальнейшее развитие оперного искусства, что видно в подобных произведениях героического жанра Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди и Винченцо Беллини, «Вильгельм Телль» и в настоящее время крайне редко ставится на сцене.

Революция в оперном искусстве

Россини сделал два серьёзных шага по модернизации современной оперы. Он первым стал записывать в партитуре все вокальные партии с соответствующими акцентами и фиоритурами. Раньше певцы импровизировали со своими партиями, как хотели.

Следующим новшеством стало сопровождение речитативов музыкальным аккомпанементом. В операх-сериа это дало возможность для создания сквозных инструментальных вставок.

Окончание сочинительской деятельности

Искусствоведы и историки до сих пор не пришли к единому мнению, что заставило Россини оставить карьеру сочинителя музыкальных произведений. Сам он говорил, что, вполне обеспечил себе безбедную старость, а суета публичной жизни ему надоела. Если бы у него были дети, то он, безусловно, продолжал бы писать музыку и ставить свои спектакли на оперных сценах.

Последней театральной работой композитора была опера-сериа «Вильгельм Телль». Ему было 37 лет. В дальнейшем он иногда дирижировал оркестрами, но к сочинению опер больше не возвращался.

Кулинария - любимое занятие маэстро

Вторым большим увлечением великого Россини была кулинария. Он немало пострадал из-за своего пристрастия к изысканным кушаньям. Уйдя из публичной музыкальной жизни, он не стал аскетом. Дом его всегда был полон гостей, застолья изобиловали экзотическими блюдами, которые маэстро изобретал лично. Можно подумать, что сочинение опер дало ему возможность заработать достаточно денег, чтобы на склоне лет всей душой отдаться самому любимому увлечению.

Два брака

Джоаккино Россини был женат дважды. Первая его жена, Изабелла Кольбран, обладательница божественного драматического сопрано, исполняла все сольные партии в операх маэстро. Она была старше мужа на семь лет. Любил ли её супруг, композитор Россини? Биография певицы об этом умалчивает, а что касается самого Россини, то предполагают, будто бы этот союз был скорее деловым, нежели любовным.

Вторая его жена, Олимпия Пелисье, стала его спутницей до конца жизни. Они вели мирное существование и были вполне счастливы вдвоём. Россини больше не писал музыку, за исключением двух ораториальных произведений - католической мессы «Стояла Мать скорбящая» (1842 г.) и «Маленькой торжественной мессы» (1863 г.).

Три итальянских города, самых значимых для композитора

Жители трёх итальянских городов с гордостью утверждают, что композитор Россини - их земляк. Первый - это место рождения Джоаккино, город Пезаро. Второй - Болонья, где он жил дольше всего и написал основные свои произведения. Третий город - Флоренция. Здесь, в базилике Санта-Кроче, итальянский композитор Д. Россини был похоронен. Его прах привезли из Парижа, а замечательный скульптор Джузеппе Кассиоли сделал изящное надгробие.

Россини в литературе

Биография Россини, Джоаккино Антонио, была описана его современниками и друзьями в нескольких беллетристических книгах, а также в многочисленных искусствоведческих исследованиях. Ему было тридцать с небольшим, когда вышла в свет первая биография композитора, описанная Фредериком Стендалем. Называется она «Жизнь Россини».

Другой приятель композитора, литератор-романист описал его в короткой новелле «Обед у Россини, или Два студента из Болоньи». Живой и компанейский нрав великого итальянца запечатлён в многочисленных рассказах и анекдотах, сохранённых его друзьями и знакомыми.

Впоследствии были изданы отдельные книжки с этими забавными и весёлыми историями.

Кинематографисты также не обошли вниманием великого итальянца. В 1991 году Марио Моничелли представил зрителям свой фильм о Россини с Серджио Кастеллито в главной роли.



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.