За кадром. "операция "ы" и другие приключения шурика"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 104

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону

Сценарий спектакля «Новогодняя пленница

или новые приключения Шурика»

подготовила Смирнова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы





г. Ростов-на-Дону

2012

п/н

СЦЕНА 1

Музыка № 1: «Марш троицы».

СЦЕНА 2

Музыка № 2: «Рынок».

СКАЗОЧНИЦА.

В некотором царстве,

В волшебном государстве

Жили-были, не тужили,

С зайчатами дружили

Дед Мороз и Снегурочка,

Наконец, просто красавица!

Музыка № 2: «Рынок».

Сказочница уходит.

Дед Мороз и Снегурочка.

ДЕД МОРОЗ. Снегурочка, а ты знаешь, год кого приближается?

СНЕГУРОЧКА. Конечно, знаю, дедушка! Год ЗАЙЦА!

ДЕД МОРОЗ. Правильно, внученька!.. Год ЗАЙЦА! Это животное интересное.

СНЕГУРОЧКА. А наши зайчики, дедушка, не просто интересные, а невиданные доселе.

ДЕД МОРОЗ. Почему невиданные?

СНЕГУРОЧКА. Потому что они, дедушка, умеют ходить на задних лапках, гора-аздо больше обычных. Но самое главное – понимают человеческую речь и умеют разговаривать. А… Вот и они.

Музыка № 3: «Снежинка».

ДЕД МОРОЗ. Какие милые животные!

СНЕГУРОЧКА. Так, зайчики, давайте отвечайте: символом чего вы являетесь в наступающем году?

ЗАЙЧИК. В наступающем году мы символ любви!

ЗАЙЧИК. Житейской мудрости!

ЗАЙЧИК. Быстроты и проворства!

ДЕД МОРОЗ. Внученька, а твои зайчики, кроме как разговаривать, что-нибудь ещё умеют?

СНЕГУРОЧКА. Конечно, дедушка. Они волшебный лес к Новому Году готовили.

ДЕД МОРОЗ. Какие молодцы!

СНЕГУРОЧКА.

Так, зайчики, давайте отвечайте:

Посеребрили ели?

Деревья инеем одели?

ЗАЙЧИКИ. Посеребрили…

ЗАЙЧИКИ. Одели…

СНЕГУРОЧКА.

Медведей в берлогах укрыли?

Птицам гнёзда утеплили?

ЗАЙЧИКИ. Укрыли…

ЗАЙЧИКИ. Утеплили…

ДЕД МОРОЗ. Какие дружные зайчата!

СНЕГУРОЧКА. Дедушка, они стали ещё дружнее, когда узнали одну стра-ашную историю про одну гордую птичку.

ДЕД МОРОЗ. Какую-такую историю?

СНЕГУРОЧКА (зайчику ). Рассказывай, косой, о гордой птичке!

ЗАЙЧИК. Когда вся стая полетела зимовать на юг, ОДНА маленькая, но гордая птичка сказала: «Лично я полечу прямо на солнце!». И она стала подниматься всё выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья!

ДЕД МОРОЗ. Да! Очень поучительная история, зайчата. Никто из вас, как бы высоко «не летал», не должен отрываться от коллектива!

Один зайчик горько плачет.

СНЕГУРОЧКА. Что случилось? Что, дорогой?

ЗАЙЧИК (хныкая) . Птичку… жалко…

ДЕД МОРОЗ. Не плачь, дорогой! Маленькую, но гордую птичку уже не вернуть.

СНЕГУРОЧКА. К сожалению, не вернуть.

ДЕД МОРОЗ. Чтобы таких печальных историй не произошло в нашем коллективе, надо заботиться друг о друге, особенно о Снегурочке.

Музыка № 4: «Лето прошло».

Дед Мороз уходит. Потом – зайчики.

Снегурочка.

Навстречу девушке направляются Саахов и Лёлик.

Саахов оглядывает Снегурочку с головы до ног.

СААХОВ. Лёлик, скажи мне: кто это?! А?!

ЛЁЛИК. Снегурочка.

СААХОВ. Просто красавица, понимаешь ли!!!

ЛЁЛИК. Она к тому же, шеф, студентка, комсомолка, спортсменка!

СААХОВ. Студентка, комсомолка, спортсменка...

ЛЁЛИК. Вижу: она вам понравилась.

СААХОВ. Слушай, очень понравилась! Просто красавица!!!

ЛЁЛИК. Шеф, она отличная кандидатура в жёны к вам. Да и Дед Мороз пригодится! Будут подарки под ёлкой всегда! Не семейная жизнь, а сплошной праздник.

СААХОВ. Лёлик, кажется, под Новый Год Снегурочку всегда похищают какие-то злые силы!

ЛЁЛИК. Именно так и бывает в канун Нового Года, товарищ Саахов!

СААХОВ. Давай-ка, дорогой товарищ Лёлик, изменим эту нехорошую традицию.

ЛЁЛИК. Каким образом?

СААХОВ. Снегурочка выйдет за меня замуж, и предновогодние похищения прекратятся, так как я буду её защищать. Никто не посмеет украсть жену товарища Саахова!

ЛЁЛИК. Это непросто: она внучка Деда Мороза.

СААХОВ. Я пойду на любые жертвы и согласен на все твои условия!

ЛЁЛИК. На любые – значит на любые. Мне 25 баранов за хлопоты!

СААХОВ. Я, конечно, высоко ценю твой труд, но всему есть предел... Да?!.. 18!

ЛЁЛИК. Имей же совесть! Ты же берёшь в жёны Снегурочку - студентку, комсомолку, спортсменку, красавицу! И за всё это я прошу 25 баранов! Даже смешно торговаться!

СААХОВ. Апо… аполитично рассуждаешь! Аполитично рассуждаешь! Клянусь! Честное слово! Не понимаешь политической ситуации. Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля! Клянусь! Честное слово! 25 баранов в то время, когда наш район не полностью рассчитался с государством по шерсти и мясу!

ЛЁЛИК. А ты не путай свою личную шерсть с государственной!

Саахов строго смотрит на Лёлика.

СААХОВ. А я здесь и поставлен, товарищ Лёлик, чтобы блюсти государственные интересы. В общем так. Двадцать баранов…

ЛЁЛИК. 25!

СААХОВ. Двадцать, двадцать… Холодильник «Розенлев».

ЛЁЛИК. Что?

СААХОВ. Финский, хороший…Почётная грамота.

ЛЁЛИК. И бесплатная путёвка

СААХОВ. В Сибирь!

ЛЁЛИК. Ну… хорошо.

СААХОВ. Хорошо.

Бьют по рукам.

ЛЁЛИК. Значит, так. Жених согласен. Я тоже. (Сомневаясь. ) А вот невеста?

СААХОВ. Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь, очень плохо. Удивительно несерьёзное отношение к браку.

ЛЁЛИК. А кто вообще спрашивает невесту? Мешок на голову – и всё!

СААХОВ. Да! Это верно!.. Очень правильное решение. Только я лично к этому не буду иметь никакого отношения.

ЛЁЛИК. Да нет! Не беспокойся. Это сделают совершенно посторонние люди.

СААХОВ. И… не из нашего района.

ЛЁЛИК. Ну! Конечно!

Музыка № 5: «В ресторане».

Саахов и Лёлик в хорошем настроении уходят.

СЦЕНА 3

Громко – тише.

СКАЗОЧНИЦА.

Мало ли, много ли времени прошло,

Того не ведаю, однако знаю:

Отправились Трус, Балбес, Бывалый

Выполнять задание Лёлика втайне.

Обмануть хотят Снегурочку,

Поймать её на хитрую удочку!

Девушка ни о чём не догадывается,

Прохожим вежливо улыбается…

Музыка № 6: «На танцевальной площадке».

Громко.

Сказочница уходит.

Лёлик и троица. Потом – Снегурочка.

ТРУС. Здравствуй, Снегурочка.

СНЕГУРОЧКА (улыбаясь ). Здравствуйте. (Молчание. ) Я вас слушаю.

БАЛБЕС. Бамбарбия! (Улыбаясь. ) Киргуду.

СНЕГУРОЧКА (не понимая ). Что он сказал?

ЛЁЛИК. Он говорит: «Мы появились здесь не случайно, для переговоров с Вами прибыли тайно».

БЫВАЛЫЙ. Слушай, Снегурочка! Тебя нынче зовут сниматься в кино, в Голливуд!

СНЕГУРОЧКА. Об этом мне думать рано.

ЛЁЛИК. Как говорит мой шеф, об этом думать никому не рано, и никогда не поздно, между прочим!

ТРУС. Фильм «Гарри Поттер» и «Властелин колец»!

ЛЁЛИК (зрителям, смеясь ). Ага, к Саахову под венец!

БАЛБЕС. Джонни Депп будет главный партнёр, а Спилберг… сам… как его?

СНЕГУРОЧКА. Режиссёр?

БАЛБЕС. Режиссёр!

СНЕГУРОЧКА. Я согласна!

ЛЁЛИК (радостно ). Вот это прекрасно! За-ме-ча-тель-но!

ТРУС. Однако надо снять кинопробы. Сначала – профиль… (Снимает. )

БАЛБЕС. Потом – анфас… (Снимает. )

ЛЁЛИК. Ну… Приготовились… Раз!

Музыка № 7: «Бег в обратную сторону».

Лёлик и троица похищают Снегурочку.

СЦЕНА 4

Музыка № 8: «Встреча».

Громко – тише.

СКАЗОЧНИЦА.

Снегурочку украли,

Посадили в машину и пропали,

Обманом заманили,

К свадьбе с Сааховым приговорили.

Дед Мороз сединой покрылся,

Инеем припорошился.

Тоскует-горюет,

Беда сердце поедает:

Новый Год без Снегурочки не придёт!!!

Дед Мороз помощи ждёт.

Зайчишки маху дали:

Шурика позвали!

Подтвердят все, кто его видел,

Бог юношу умом не обидел.

Похитители таких подробностей не знали,

А то, может, и Снегурочку красть не стали.

Музыка № 9: «Экзамены».

Громко.

Сказочница уходит.

Шурик и зайчики.

ШУРИК. Итак, что мы имеем?

ЗАЙЧИК. Налицо – похищение!

ЗАЙЧИК. Коварное преступление!

ШУРИК. Кого украли?

ЗАЙЧИК. Снегурочку!

ШУРИК. Кто украл? Кто жених?

ЗАЙЧИК. У нас иногда узнают это на свадьбе.

ШУРИК. Свадьбы… не будет!!! Я Снегурочку не крал, но я её верну!

ЗАЙЧИК. Как же Снегурочку спасти, Шурик?

ШУРИК. Храбрость, храбрость и ещё раз храбрость в борьбе с похитителями, подлецами ничтожными, аморальными типами.

ЗАЙЧИК. Я не трус, но я боюсь.

ШУРИК (задумываясь ). Так вот, что я вам скажу: девушку вызволить смогут лишь храбрые зайцы.

ЗАЙЧИКИ. А как нам стать храбрее?

ШУРИК. Храбрым станет тот, кто три раза в год в самый жуткий час косит трын-траву!

ЗАЙЧИКИ. А где растёт эта трава?

ШУРИК.

В тёмно-синем лесу,

Где трепещут осины,

Где с дубов-колдунов

Облетает листва.

ЗАЙЧИК. Страх-то какой!

ЗАЙЧИК. Как страшно!

ЗАЙЧИК. Очень стра-ашно!

ЗАЙЧИК. Я не трус, но я боюсь!

ШУРИК. Если хотите Снегурочке помочь, ДОЛЖНЫ устоять в тёмно-синем лесу в самый жуткий час!

Шурик уходит.

ЗАЙЧИК. Зайчики! Поможем Снегурочке! Пойдём все вместе в этот страшный лес косить трын-траву!

Музыка № 10: «Песня про зайцев».

Танец зайчиков.

СЦЕНА 5

Музыка № 11: «Одиночество».

СКАЗОЧНИЦА.

Где же леди Новый Год?

Леди Ледяная сказка?

В заточении живёт -

Вот ведь, в чём отгадка!

Голливуд не стал судьбой:

Просят её быть - ЖЕНОЙ.

Оттого ей так плохо!

Оттого ей так больно!

Но Снегурочка не плачет,

Никому уже не верит.

И что?!.

Больно всё равно:

Для неё одиночество – скука!

Для неё одиночество – мука!

Музыка № 12: «Одиночество» (припев).

Сказочница уходит.

Снегурочка. Потом - Лёлик, Саахов, Троица.

ЛЁЛИК. Снегурочка, ты можешь не есть, ты можешь не пить, ты можешь молчать. Всё равно это тебе не поможет! Лучший жених района предлагает свою руку и сердце… Совести у тебя нет! Ты плюёшь на наше предложение. Глупо! У тебя нет другого выхода. (Смотрит на девушку. ) Ты хочешь сказать, что тебя будут искать? Правильно! Обратятся ко мне, а я скажу: «Она бросила институт, вышла замуж и уехала». Так вот, что я тебе скажу: или выходишь замуж за товарища Саахова, или вообще не выйдешь отсюда! Отвечай что-нибудь! Видишь (указывая на Саахова ): человек ждёт.

СНЕГУРОЧКА. Я ни с кем, кроме прокурора, разговаривать не буду и объявляю голодовку!

Снегурочка уходит.

ЛЁЛИК (Саахову ). Молодая ещё, капризная!

СААХОВ. В общем, так. Из этого дома есть только два пути: или я её веду в ЗАГС, либо она ведёт меня к прокурору.

ЛЁЛИК. Не надо.

СААХОВ. Сам не хочу… Ничего! Через день она проголодается, через неделю ещё больше тосковать будет, а через месяц умной станет. Ничего! Будем ждать.

ЛЁЛИК. Будем ждать.

СААХОВ. Будем ждать.

Саахов уходит.

ЛЁЛИК (обращаясь к троице ). Помните: вы, наконец, должны оправдать оказанное вам высокое доверие. А за Снегурочку отвечаете головой!

ТРОИЦА (хором ). Будем стараться, дорогой товарищ Лёлик.

Музыка № 13: «Променад».

Уходит Лёлик.

Троица отправляется за Снегурочкой.

Снегурочку приводят, но она опять уходит от них.

БЫВАЛЫЙ. Эта Снегурочка очень капризная.

ТРУС. Сладу с ней никакого нету!

БАЛБЕС. Молодая ещё, капризная!

БЫВАЛЫЙ. Но за неё мы отвечаем головой! Должны беречь, кормить, поить.

ТРУС. Но она ничего кушать не хочет.

БАЛБЕС. Этого докладывать начальству не будем. Отчёт для товарища Саахова сделаем правильный. (Трусу. ) Садись. Пиши с новой строчки: «Обед». Подчеркни: «От супа отказалась».

ТРУС. «Отказалась».

БАЛБЕС. В скобках: «Суп харчо».

ТРУС. «Харчо».

ТРУС. «В пропасть».

БАЛБЕС. Теперь вино: «Разбила две бутылки».

ТРУС. Три! У нас под столом три.

БАЛБЕС. Пиши три.

ТРУС. Три.

БАЛБЕС. Так. Теперь фрукты: «Апельсины».

ТРУС. «Апельсины».

БЫВАЛЫЙ. Хватит бумагу марать! Давайте лучше подумаем, как Снегурочку развеселить, а то она от тоски и одиночества совсем зачахнет. Мы же виноватые будем.

БАЛБЕС. Давайте для неё нашу любимую песню исполним.

БЫВАЛЫЙ. А что? Можно и любимую.

БАЛБЕС. Только нам одним не справиться!

ТРУС. Справимся, если нам помогут восточные девушки!

Музыка № 14: «Если б я был султан».

Девушки приглашают Снегурочку.

Восточный танец троицы и девушек.

Снегурочка в конце танца незаметно уходит.

СЦЕНА 6

Музыка № 15: «Выход посла» .

Зайчики, Шурик появляются в белых марлевых повязках.

Бывалый, Балбес и Трус с удивлением на них смотрят.

БЫВАЛЫЙ. Вы к кому?

ШУРИК. Санэпидстанция. В районе эпидемия. Поголовный осмотр населения. «Свиной грипп». Обязательное постановление.

БАЛБЕС. Чёрт побери!.. Рубашку снимать.

ШУРИК. Как раз рубашку совсем не обязательно. Подойдите на обследование.

ТРУС. А это небольно?

ШУРИК. Подходите к моим ассистентам.

Троица подходит. Обследование проводят зайчики-врачи.

ШУРИК. В доме больше никого нет?

ТРОИЦА. Нет! Нет!

ТРУС. Никого!

ШУРИК. Тогда мои ассистенты проведут с вами профилактическую беседу о «свином гриппе». Присаживайтесь.

Троица присаживается.

ЗАЙЧИК. «Свиной грипп» - условное название заболевания людей и животных, вызываемого штаммами вируса гриппа. Штаммы, ассоциируемые со вспышками «свиного гриппа», обнаружены среди вирусов гриппа серотипа С и подтипов серотипа А.

ЗАЙЧИК. Вирус «свиного гриппа» передаётся как через непосредственный контакт с заражёнными организмами, так и воздушно-капельным путём.

ЗАЙЧИК. Основные симптомы совпадают с обычными симптомами гриппа.

ЗАЙЧИК. В целях профилактики «свиного гриппа» делают прививки.

ШУРИК. «Свиной грипп» особенно бурно развивается в организме…

БАЛБЕС. Короче, Склихосовский!

ТРУС. Тебе неинтересно - не мешай! Пожалуйста, дальше.

ШУРИК. …особенно бурно развивается в организме, ослабленном никотином, алкоголем и…

ТРУС. …излишествами нехорошими.

ЗАЙЧИК. Таким образом, чтобы избежать заболевания «свиным гриппом», необходимо своевременно делать профилактические прививки и вести здоровый образ жизни!

ШУРИК. В доме точно, кроме вас, больше никого нет?

ТРОИЦА. Нет! Нет!

ТРУС. Никого!

ШУРИК. Если вовремя не выявить «свиной грипп», то, как говорится, «моме"нто мо"рэ» !

ТРУС. Моментально…

БАЛБЕС. …в море!

ШУРИК. Ясно?

БАЛБЕС. Ясно.

ТРУС. А! Понятно.

ШУРИК. С 1 по 31 декабря 2010 года в нашей клинике проводится акция: три прививки по цене одной!

БЫВАЛЫЙ. Заманчивое предложение! Мы согласны ехать на прививки прямо сейчас! А то «моме"нто мо"рэ» !

ТРУС. Моментально…

БАЛБЕС. …в море!

Музыка № 16: «Финальная увертюра».

Шурик пропускает по очереди всю троицу и уходит за ней.

Танец зайчиков.

СЦЕНА 7

Музыка № 17: «Напарники».

Саахов и Лёлик.

ЛЁЛИК. Шеф, всё пропало, всё пропало: Снегурочка убежала, мои люди исчезли!!! Всё пропало!!!

СААХОВ (кепкой закрывает рот Лёлику, тот кусает его за палец ). Если человек идиот, то это надолго!

ЛЁЛИК. Шеф, я всё исправлю!

СААХОВ. Если не исправишь, будешь жить на одну зарплату! А я что-то устал. Наверное, приму ванну, выпью чашечку кофе. А ты всё-таки подумай, как исправить ситуацию. Иначе будет нам и ванна, и кофе, и «какава» с чаем!

ЛЁЛИК. Я никак не рассчитывал, что так произойдет. Наверное, мне бы надо…

СААХОВ. Не надо!

ЛЁЛИК. Теперь у меня такое предложение: а что если…

СААХОВ. Не стоит!

ЛЁЛИК. Ясно! Тогда, может, нужно…

СААХОВ. Не нужно!

ЛЁЛИК. Понятно. Разрешите хотя бы…

СААХОВ. Не разрешаю… Из-за тебя приходится рвать когти. Будем менять точку. Перебазироваться! Вот так!

Стук в дверь.

СААХОВ. Кто тут?

Музыка № 18: «Звенит январская вьюга…».

Заходят Шурик, Снегурочка и Дед Мороз.

СААХОВ (испуганно ). З-здравствуйте. Так не ожидал вашего прихода! Такая неожиданность для меня!

ЛЁЛИК. Перед Новым Годом, товарищ Саахов, всегда приходят Дед Мороз и Снегурочка, загадывают загадки, дарят подарки…

ШУРИК. Ваши загадки мы уже разгадали. А суд над вами будет нашим подарком!

СААХОВ. За что вы собираетесь нас судить?

ДЕД МОРОЗ. Ты приказал похитить мою внучку, спрятал её, заставил страдать!

СНЕГУРОЧКА. Хотел жениться на мне.

СААХОВ. Вы не имеете права нас судить! Вы будете отвечать за это!

ШУРИК. За ваши поганые шкуры мы не будем отвечать.

СААХОВ. Я готов признать свои ошибки!

ЛЁЛИК. Я тоже поступил опрометчиво! Раскаиваюсь: временно исполнял обязанности руководителя похитителей Снегурочки по распоряжению товарища Саахова!

СААХОВ. Ну, простите нас!!!

ДЕД МОРОЗ. Снегурочка! Простим их?

СНЕГУРОЧКА. Тот, кто нам мешал готовиться к Новому Году, тот пусть нам поможет!

ШУРИК. Э… нет… торопиться с выводами не надо… Важно вернуть обществу полноценных людей…

ДЕД МОРОЗ. Полноценных – значит полноценных! Снегурочка, где у нас исправляют похитителей, тунеядцев, хулиганов?

СНЕГУРОЧКА. На острове Невезения в океане.

ДЕД МОРОЗ. Товарищ Шурик, доставьте этих преступников на остров Невезения! Да! И захватите туда печально известную троицу, привитую от свинского поведения!

СНЕГУРОЧКА. Товарищ Шурик, они должны поработать 15 суток на песчаном карьере, на уборке улиц, на цементном заводе. Для товарища Саахова – отдельный наряд на строительство жилого дома под вашим руководством.

ШУРИК. Я уверен, товарищ Саахов, что эти полторы декады у нас пройдут в атмосфере дружбы и взаимного понимания. Прошу за мной!

Музыка № 19: «Остров Невезения».

Шурик забирает Саахова и Лёлика, уводит их.

Дед Мороз и Снегурочка уходят.

СЦЕНА 8

Музыка № 2: «Рынок».

СКАЗОЧНИЦА.

Вот такая история произошла

В некотором царстве,

В волшебном государстве,

Где жили-были, не тужили,

С зайчатами дружили

Дед Мороз и Снегурочка,

Студентка, комсомолка, спортсменка,

Наконец, просто красавица!

Музыка № 20: «Увертюра».

Выход артистов: Сказочница, Саахов и Лёлик, Шурик, Трус, Балбес, Бывалый, восточные девушки, зайчики, Дед Мороз и Снегурочка.

СЦЕНА 9

Музыка № 21: «Новый Год» ( StekloVata).

Дед Мороз, Снегурочка и зайчики.

ДЕД МОРОЗ.

Когда снег летит за ворот

И мороз трещит кругом,

Он приходит в каждый город,

Он приходит в каждый дом.

СНЕГУРОЧКА.

С разноцветными шарами

И весёлой мишурой,

Долгожданными дарами,

С шумной детскою игрой!

ЗАЙЧИК.

Кто идёт, кто идёт?

Зимний праздник Новый Год!

Быстротечный и беспечный,

Бесконечный Новый Год!

ЗАЙЧИК.

Вместе с лыжами, коньками,

Хороводом там и тут

И бенгальскими огнями

Под хлопушечный салют!

(Салют делаем. )

ЗАЙЧИК.

В каждый дом приходит ёлка

И румяный Дед Мороз!

И, заглядывая в щёлку,

Ждём ответа на вопрос!

ЗАЙЧИК.

Кто идёт, кто идёт?

Зимний праздник Новый Год!

Быстротечный и беспечный,

Бесконечный Новый Год!

ДЕД МОРОЗ.

Праздник наш получился на славу,

Пришёлся и детям, и взрослым по нраву.

Пусть у вас будет много добра!

А нам расставаться с вами пора.

Праздник наш завершается,

Кабинет 305 закрывается.

СНЕГУРОЧКА.

В минуты эти нашего прощанья

Всем дорогим и милым нам друзьям

Мы говорим:

«До нового свидания,

До новых встреч,

Желаем счастья вам!»

Музыка № 22: «Новый Год» ( StekloVata).

Финальный выход артистов.

Использованные материалы

    Кинокомедии Л. Гайдая: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию».

17

План:

    Введение
  • 1 Процесс создания
    • 1.1 Подготовка к съёмкам
    • 1.2 Съёмки фильма
  • 2 Новеллы
    • 2.1 Напарник
      • 2.1.1 Сюжет
      • 2.1.2 В ролях
        • 2.1.2.1 Не указанные в титрах
    • 2.2 Наваждение
      • 2.2.1 Сюжет
      • 2.2.2 В ролях
    • 2.3 Операция «Ы»
      • 2.3.1 Сюжет
      • 2.3.2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • Примечания

Введение

«Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика» - советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Картина имела большой успех, была лидером кинопроката в СССР в 1965 году. Её посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В том же 1965 году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз - «Серебряный дракон Вавеля». Сюжет фильма составлен из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все три новеллы объединены фигурой главного героя - забавного и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». «Операция „Ы“» также задействует комических антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого из короткометражных фильмов Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», вместе с которыми образует трилогию.


1. Процесс создания

  • Запуск в производство: 19 мая 1964
  • Начало съёмок: 27 июля 1964
  • Окончание съёмок: 3 апреля 1965
  • Окончание производства: 23 апреля 1965
  • Мировая кинофестивальная премьера: 16 августа 1965
  • Начало кинопроката в СССР: 16 августа 1965

1.1. Подготовка к съёмкам

  • После успеха своего предыдущего фильма «Деловые люди» режиссёр Леонид Гайдай решает снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. Из множества вариантов он выбирает сценарий кинокомедии под названием «Несерьёзные истории», написанный двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Первоначальный вариант состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков - интеллигент-очкарик, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. В первой новелле студент перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй Владик устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт единственного сына родителей - оболтуса Илюшу.
  • 25 марта 1964 года во Втором творческом объединении киностудии «Мосфильм» был одобрен литературный сценарий «Несерьёзных историй» и дано «добро» на его запуск в режиссёрскую разработку. Леонид Гайдай вместе с авторами сценария начинает его переработку. В результате сюжет новелл изменился и приобрёл основу, знакомую по фильму. В первой новелле («Напарник») Владик перевоспитывает тунеядца-«пятнадцатисуточника» на стройке, во второй («Весеннее наваждение») - во время экзаменационной сессии влюбляется в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки»). Поскольку двух новелл для полнометражного фильма было недостаточно, было принято решение придумать третью. Гайдай решает совместить в ней нового героя - Владика - с троицей «Трус, Балбес и Бывалый». После месяца напряжённой работы на свет появилась новелла «Операция „Ы“», в которой Владику предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.
  • С 1 июня 1964 года начались кинопробы актёров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя - студента Владика. Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были: Олег Видов, Всеволод Абдулов, Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик и Александр Збруев. Велись переговоры и с Андреем Мироновым. В итоге художественный совет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам режиссёр сомневался. Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправляется 11 июля в Ленинград на личные переговоры. Оба остались довольны друг другом. Актёр потом вспоминал:

    Я как прочёл сценарий «Операции „Ы“», понял, что фильм обречён на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было

    Александр Демьяненко

    .
  • Валерий Носик сыграл в фильме эпизодическую роль студента на экзамене.
  • Не совсем устраивал Леонида Гайдая и Михаил Пуговкин, которого художественный совет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. В итоге Пуговкин сыграл прораба на стройке.
  • После фильмов «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» Гайдай прекратил творческое сотрудничество с Никитой Богословским. С фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» началась совместная работа с Александром Зацепиным (тогда ещё малоизвестным композитором). Впоследствии ни один известный фильм Леонида Гайдая не обходился без музыки и песен этого композитора.

1.2. Съёмки фильма

  • Фильм снимался в Ленинграде, в павильонах киностудии Мосфильм, в районе Свиблово и в районе МГУ (Москва), а также в Одессе.
  • Многие гэги были придуманы во время съёмок самими актёрами. Так, Юрий Никулин придумал сцену, где Шурик «ранит» его героя, Балбеса, рапирой и из его груди хлещет «кровь» - красное вино. Сцена с щёлкающим зубами скелетом была импровизацией Никулина.

2. Новеллы

2.1. Напарник

2.1.1. Сюжет

Идёт ливень. Шурик дожидается автобуса на остановке. Он так стремится помочь всем и каждому попасть в автобус, что сам остаётся на улице, пропускает первый автобус, второй, третий… Вот наконец он в автобусе (ЗИЛ-158В). На одном из сидений автобуса развалился верзила-хам (Алексей Смирнов). Свою авоську с пустыми бутылками он поставил на соседнее сиденье. Пассажиры делают ему замечания, ведь рядом стоит беременная женщина, но верзила отделывается циничной шуткой. Тогда Шурик идёт на хитрость: надев тёмные очки, он изображает слепого, а слепому хулиган всё-таки уступает место, занятое до того бутылками. Освободившееся место Шурик тут же уступает женщине. Увидев, что Шурик вовсе не слепой, верзила лезет в драку. В результате вмешательства милиции и сознательных пассажиров автобуса, хулиган был приведён в милицию и приговорён к 15 суткам административного ареста.

Раннее утро. В милиции идёт распределение пятнадцатисуточников - хулиганов, тунеядцев и алкоголиков - по рабочим местам.

Прораб Пал Степаныч:
«- парижской… богоматери»

Прораб объекта Пал Степаныч (Михаил Пуговкин) подробно рассказывает верзиле о стройке, проводя экскурсию по строительной площадке. Верзила Федя замечает Шурика. Прораб ставит верзилу работать в паре с Шуриком. Федя замышляет месть Шурику - ведь именно из-за него он очутился в милиции. Шурик же не без оснований опасается напарника. Первоначально Федя, увидев, что Шурик нырнул в пролом в стене, молниеносно закладывает пролом кирпичом, пытаясь замуровать студента. Однако Шурик, видимо, хорошо зная стройку, просто вышел с другой стороны - план мести не сработал. Федя всячески отлынивает от работы и наконец просто ложится спать. Прораб, увидев это, пытается силой убеждения поднять Федю и заставить работать, но ему это не удаётся.

Федя:
- Шурик, Вы комсомолец? Это же не наши методы!

Наступило время обеда. На стройку пятнадцатисуточникам привезли горячее питание. Суровый милиционер (Владимир Басов) и повар (Виктор Уральский) привезли Феде обед из трёх блюд: борщ на первое, шашлык на второе, а на третье - компот. Федя делает из компота коктейль, напополам разбавив водкой из чекушки и выпивает коктейль через соломинку. Шурик же обошёлся кефиром и батоном, выслушав при этом поучение Феди «Кто не работает, тот ест! Учись, студент». Федя ложится спать. Шурик не выдерживает хамского поведения хулигана и, выждав момент, хлопает туго свёрнутой газетой с заголовком «Ненависть к фашизму» дремлющего Федю по лицу. Тот вскакивает, но Шурик предъявляет ему убитую им муху. Федя успокаивается, даже хвалит Шурика: «Молодец!». Увидев ос, летающих над Федей, Шурик вновь повторяет серию ударов газетой. На этот раз они оба понимают, что назрела необходимость окончательно разобраться. Начинается погоня Феди за Шуриком по стройплощадке. Парочка бегает по всем этажам, бросает друг в друга различные предметы, использует даже строительную технику (бульдозер). В конце концов Шурик попадает в лицо Феде известковым тестом. Федя идёт мыться в душевую. Выйдя из душа, он не обнаруживает своей одежды - её похитил Шурик. Федя, обвязавшись мочалом, выскакивает из душевой и вновь бросается в погоню за Шуриком. Он пробегает через облако дыма от горящего битума, а Шурик набрасывает ему на шею гирлянду из электрических изоляторов. Федя, ставший в мгновение ока похожим на чернокожего дикаря, гонится по пятам за Шуриком. Шурик вбегает в квартиру, где клеили обои, разбрасывает по полу несколько рулонов обоев и поливает всё это клейстером. Вбежавшему в комнату Феде он ставит подножку и заматывает его в огромный рулон из обоев, полностью его обездвижив. После чего, несмотря на уговоры Феди, Шурик подвергает его порке вымоченными в клее розгами.

На следующее утро на распределении Федя вызывается работать везде. Но суровый милиционер (Владимир Басов) говорит Феде, что на него оформлен персональный наряд на все пятнадцать суток и предлагает подошедшему Шурику его забрать. Увидев Шурика, Федя теряет сознание.


2.1.2. В ролях

  • Александр Демьяненко - Шурик, студент, подрабатывающий на стройке
  • Алексей Смирнов - Федя, Верзила, пьяница, тунеядец
  • Михаил Пуговкин - Павел Степанович, прораб строительно-монтажного управления
  • Владимир Басов - суровый милиционер
  • Эммануил Геллер - пассажир с зонтиком, стремившийся попасть в автобус № 13
  • Рина Зелёная - возмущённая пассажирка автобуса № 13
  • Виктор Уральский - повар из милиции, привезший обед на стройку
  • Георгий Ахундов - лысый пассажир в автобусе № 13
  • Валентина Березуцкая - пассажирка автобуса № 13
  • Светлана Агеева - беременная женщина в автобусе № 13
  • Владимир Приходько - пятнадцатисуточник
  • О. Скворцов - пятнадцатисуточник, просивший «огласить весь список» нарядов

2.1.2.1. Не указанные в титрах
  • Нина Делекторская - пассажирка автобуса № 13
  • Владимир Гуляев - милиционер, доставивший Федю и пострадавших в отделение милиции
  • Виктор Гераскин - пятнадцатисуточник с бабочкой
  • Иван Турченков - пятнадцатисуточник
  • Владимир Бутенко - пятнадцатисуточник
  • Леонид Гайдай - пятнадцатисуточник

2.2. Наваждение

2.2.1. Сюжет

В политехническом институте идёт экзаменационная сессия. Шурик ищет конспект лекций для подготовки к экзамену. Зайдя в комнату общежития к сокурснику по прозвищу Дуб (Виктор Павлов), Шурик видит его в наушниках. На самом деле Дуб с приятелем Костей (Виктор Зозулин) придумали, как без зубрёжки и шпаргалок сдать экзамен с помощью радиопередатчика и приёмника, но Шурику секрета он не открывает, а говорит лишь, что слушает популярнейшего в те годы Ван Клиберна.

Кадр из новеллы «Наваждение»
- Горчички!
- Угу-м…

Бегая по двору университета в поисках конспекта, Шурик видит огромную толпу студентов, читающих конспект, но в толпу ему не пробиться. Даже на дереве сидят студенты и читают конспект в бинокли. Шурик заглядывает даже в книгу в руках у памятника. Шурик садится в трамвай «Tatra-T3SU», где в толпе случайно видит конспект по интересующему его предмету в руках у девушки с подружкой (потом окажется, что её зовут Лида, актриса Наталья Селезнёва). Он неотступно следует за ними, читая конспект через плечо Лиды и даже не осознавая, где он и что с ним. Погружена в конспект и сама Лида. Из трамвая выходят только Шурик и Лида, несущая конспект, её подружка заснула и проехала нужную остановку. Так Шурик попадает в квартиру Лиды. И он, и она так увлечены подготовкой к экзаменам, что совершенно не замечают друг друга: Лида думает, что рядом её подруга, а Шурик вообще ни о чём не думает, кроме конспекта. Не отрываясь от конспекта, парочка перекусывает, отдыхает на тахте, раздевшись до белья и вскоре отправляется на сдачу экзамена.

Настаёт час экзамена. Ухищрения Дуба и Кости им не помогают: профессор, принимающий экзамен (Владимир Раутбарт), раскрывает их планы и незаметно включает переносную глушилку, вызывающую помехи на частоте передачи Кости. Профессор, помирая от смеха, достаёт из цветка в петлице Дуба микрофон и ставит ему по предмету неуд, но отлично за идею. Другой горе-студент (Валерий Носик) путает экзаменационные билеты с игральными картами, изрядно смутив профессора тем, что тот, забыв, где он находится, увлёкся предложением сыграть в очко. Опомнившийся преподаватель просит прийти незадачливого студента позже (результат - «перебор»).

Шурик и Лида, учащиеся на параллельных потоках, экзамен сдают успешно. После сдачи Шурик отмечает «пятёрку» у автомата с газировкой, выпивая пару стаканов и ещё пару выливая себе на голову. К нему подходит его друг. Тут Шурик замирает как столб: он увидел девушку-ангела, которая, как ему казалось, плывёт. Он спрашивает у друга, кто это, друг, оказывается, знает её и предлагает познакомить Шурика с Лидой. Но они не узнают друг друга. Шурик был так смущён, что перепутал своё имя и первоначально назвался Петей. После знакомства Шурик провожает Лиду до дома. Все препятствия, которые были благополучно преодолены в состоянии «изучения конспекта» при совместном путешествии домой и обратно, в «обычном» состоянии, потребовали приложения элементов мышления. У подъезда дома, где она живёт, их ждёт неприятный сюрприз: сложенные вещи переезжающего соседа (Георгий Георгиу) охраняет злая собака. Расхрабрившийся сообразительный Шурик знает, как провести Лиду домой: он забрасывает кошку в лифт, однако злобный пёс успевает порвать ему брюки. Лида уговаривает зашить брюки Шурика. Так он вновь оказывается у неё дома. Шурику кажется, что он здесь уже был - предметы, звуки, запахи - всё кажется ему знакомым. У Лиды возникает предположение, что Шурик обладает даром предвидения или телепатии, как Вольф Мессинг. Она тут же выдумывает проверку - предлагает Шурику выполнить её желание, мысленно внушаемое ему. Для проверки она пишет своё желание на бумаге - найти плюшевого мишку. Проверку Шурик не проходит - вместо того, чтобы найти мишку, он целует Лиду, которая, впрочем, вполне довольна таким результатом.


2.2.2. В ролях

  • Александр Демьяненко - Шурик, студент на сессии
  • Наталья Селезнёва - Лида, студентка политехнического института
  • Владимир Раутбарт - профессор
  • Виктор Павлов - Дуб, студент-изобретатель
  • Валерий Носик - студент-игрок
  • Георгий Георгиу - сосед-новосёл с перевязанным горлом, хозяин злой собаки (в титрах указан как В. Георгиу)
  • Наталья Гицерот - жена соседа, хозяйка злой собаки
  • Зоя Фёдорова - тётя Зоя, соседка Лиды
  • Людмила Ковалец - Ира, подружка Лиды, заснувшая в трамвае
  • Сергей Жирнов - студент, приятель Шурика
  • Виктор Зозулин - Костя, радиотехник, товарищ Дуба
  • Николай Казаков - студент, читающий конспект при помощи бинокля, сидя на дереве (в титрах не указан) [источник? ]

2.3. Операция «Ы»

2.3.1. Сюжет

Зима. Зареченский колхозный рынок. Народ торгует товарами народных промыслов и тем, что приносит подсобное хозяйство, Балбес (Юрий Никулин) с Трусом (Георгий Вицин) торгуют там же фарфоровыми кошечками, небольшими настенными ковриками и леденцами. К ним подходит шеф Бывалый (Евгений Моргунов) и даёт указание сворачиваться - для них есть «дело». У выхода из рынка, где они посреди дороги оставили свой транспорт - двухместную мотоколяску для инвалидов СМЗ С-3А, их ожидает шофёр фургона (Владимир Комаровский), недовольный тем, что перегорожена дорога. Бывалый оперативно решает конфликт, с лёгкостью руками разворачивает мотоколяску и троица уезжает.

Троица преступников:
- Сворачивайтесь, есть дело!

Директор базы Петухов (Владимир Владиславский) проворовался, и, чтобы спастись от грядущей ревизии и отвратить от себя гнев правосудия, нанимает Труса, Балбеса и Бывалого для инсценировки взлома склада и создания видимости кражи. Троица внимательно выслушивает Петухова, консультируется с Уголовным кодексом РСФСР и после торга соглашается на «дело» под случайно выдуманным Балбесом названием «Операция „Ы“» за 330 рублей каждому.

Ночь, метель. Трус подходит к сторожу, пытается усыпить его платочком, смоченным в хлороформе, Балбес пытается фомкой открыть замок на двери склада, ему помогает Бывалый. Балбес крадёт из ящика бутылки с вином, Трус на манер сеятеля «сеет» на пол крупу. За всем этим наблюдает Бывалый. Неожиданно всё прерывается окриком Петухова. Оказывается, Петухов для того, чтобы у троицы всё получилось с кражей, устроил тренировку, использовав для этого свой собственный сарай. Он очень недоволен тренируемыми преступниками и указывает им на их ошибки: Бывалый оставил свой пост; Трус спросил у старушки, как пройти в библиотеку в 3 часа ночи, когда все библиотеки закрыты; Балбес вместо того, чтобы разбить бутылки, украл их.

Тренировка закончена. Преступники ожидают «на базе» похода на «дело». Балбес поёт блатную песню «Постой, паровоз», аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, а затем тренируется с фомкой, уничтожая всё, что более или менее похоже на замок. Трус опробует усыпление хлороформом сначала на Бывалом, потом на Балбесе, затем на фарфоровых кошках. Бывалый работает с боксёрской грушей. Отдых закончен, перед выходом на дело троица выпивает за успех операции, но не водку или вино, а молоко.

К несчастью для них, в день «ограбления века» обычно охранявшую склад бабушку-«божий одуванчик» (Мария Кравчуновская) подменил снимавший у неё комнату студент Шурик, который так и не смог уследить за внучкой хозяйки.

Готовый усыпить сторожа хлороформом, Трус подходит и спрашивает закурить. Но когда видит вместо бабушки Шурика, от неожиданности падает в обморок. Шурик пытается привести в чувство Труса, при этом проводя по его лицу тряпкой с хлороформом. Трус, начавший было приходить в себя, засыпает. В это время Балбес удачно взламывает склад и начинает инсценировать ограбление: разбивает принесённые пустые бутылки, а с вином он взял себе, положив во внутренний нагрудный карман. Шурик приносит Труса к дверям и видит, что вход открыт. Зайдя на разведку, он вскоре видит Балбеса.

Кульминация новеллы - «битва за склад», в ходе которой Шурик и Балбес используют музыкальные инструменты, шпаги и так далее. Во время боя на шпагах Шурик попадает в нагрудный карман Балбесу, начинает капать красная жидкость. Оба приняли её за кровь. Шурик испытывает угрызения совести и теряется. Однако Балбес случайно по вкусу понял, что это вино, выбросил разбитую бутылку из кармана и побежал к выходу. Но очнувшийся Шурик набрасывает на Балбеса аркан, и тот падает и теряет сознание. Шурик берёт свисток и свистит. Прибегает Бывалый с нарукавной повязкой и представляется дружинником. Он собирается караулить «расхитителей социалистической собственности», а Шурика посылает вызвать милицию в ближайший таксофон через 2 квартала. Тем временем, Бывалый пытается разбудить Труса и Балбеса, но ему это не удаётся. В это время Шурик добегает до таксофона, который оказался неработающим. Шурик возвращается на склад и видит, как «дружинник» пытается увести преступников с места преступления. Шурик наконец понимает, что «дружинник» - сообщник Труса и Балбеса. Спрятавшись, он «вооружается» пачками нюхательного табака, вызывая беспомощное чиханье Бывалого, которого Шурик направляет к стопке вёдер. От удара об ведро Бывалый падает без сознания рядом с Трусом и Балбесом. Шурик, ничего не подозревая, берёт тряпку с хлороформом и стирает с лица пот, и, заснув под действием хлороформа, падает рядом с тремя жуликами. Пробегавшая рядом мышь, понюхав тряпку, тоже засыпает.

Садись, дочка. - Ничего, ничего, спасибо, сидите. - Гражданин, уступите место, встаньте! - Если я встану, ты у меня ляжешь. Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов. - А она что, дети или инвалиды? - Она готовится стать матерью. - А я готовлюсь стать отцом! - Да что Вы ерунду порете! - Вот как раз и инвалид. - А, инвалид. - Что теперь скажете? - Закон есть закон! - Пожалуйста, садитесь. Ах ты зрячий! Сейчас будешь слепой. - Вы это подтверждаете? - Подтверждаем! Подтверждаем. Так... Значит потерпевший... - На стройке работаете? - Подрабатываю. - Что значит "подрабатываю"? - Учусь в политехническом. Студент! На 15 суток! Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? На сегодня наряды: песчаный карьер - 2 человека. - Карьер песчаный - 2 человека. - Огласите весь список, пожалуйста. - Песчаный карьер - 2 человека. Уборка улиц - 3 человека. Мясокомбинат... ...на сегодня нарядов не прислал. Есть наряд на строительство жилого дома, цементный завод... А на ликероводочный нет? Прошу. Осторожно. Прежде всего, я хочу познакомить Вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. - На сколько вливается товарищ? - На полную, 15! - Ага! Полторы декады. - С обедом не опаздывайте! Я уверен, что эти полторы декады пройдут у нас с вами в атмосфере дружбы и полного взаимопонимания. - Ага. Пробка. Подарок из Африки. Да! Прошу сюда. Силой воображения представьте себе какой жилмассив будет здесь создан. Только в нем одном будет установлено 7 40 газовых плит, то есть в 7 40 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года. Прошу Вас! Романтика. А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за 1 квартал и поставить эти этажи один на другой, то получим здание, будет в 2 раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня, или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари. Что означает - Собор Парижской Богоматери. - Какой, какой матери? Парижской. Богоматери. Прошу. Наше СМУ построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, 10-ти таким, как Хвалынск или 32-м Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что... ...чем в Америке. Таким образом, и Вы сможете внести свою посильную лепту в трудовые свершения нашего строительно-монтажного управления. - Какое-какое управление? - Монтажное управление. - Я готов! Шурик! - Да, Пал Степаныч? - Ну, Саня, вот тебе напарник. Наконец-то, Пал Степаныч, спасибо! - Ну, теперь поработаем. - Сработаемся. Ну, я вижу, Вы сработаетесь. Встань, Шурик. Желаю Вам успехов в труде и большого счастья в личной жизни. Благодарю за внимание. Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были? - Нет, пока еще ни одного не было. - Будут...пошли... ...господи помилуй! ...господи помилуй! - Что там? - Тсс! Слушайте, где Вы пропадаете? Я Вас по всему корпусу ищу. Работа же стоит. Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, а у меня - в сутках. - Ну, Шурик, как напарник? - Перевоспитывается. - Отлично. А почему шепотом? - Спит. - Спит?! В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной... ...и недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... ...учит народная мудрость - терпение и труд все перетрут - раз! Кончил дело - гуляй смело - два! Работа не волк - в лес не... Нет, это не надо... До лампочки! - А компот? - Компот! - Руки... - А? - Мыли? - А... Да, да, да. Так... На песчаный карьер! - Ну-с, приступим... - Приятного аппетита. Что-что? Я говорю: кто не работает - тот ест. Учись студент! Пойми, студент, сейчас к людям надо помягче, а на вопросы смотреть ширше... Вот ты думаешь, это мне дали 15 суток? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу... А я рос над собой. Ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр... А я посплю. Правильно... И мух отгоняй. - Ты что?! -

На территории бывшего Советского Союза нет, пожалуй, такого
человека, который хотя бы раз не смотрел эти фильмы. Вот взял перечитать сборник сценариев "Операция "Ы", "Кавказская пленница" и
"Бриллиантовая рука".

Некоторые, в том числе и драматурги, считают, что сценарий -
это всего лишь литературный черновик будущей киноленты,
своеобразный эскиз, где присутствуют описание действий и диалоги.

Перевести эту страницу

Translate.Ru PROMT©
Интересно ли будет широкому читателю общаться с такой, казалось
бы, непривычной формой? Ответ на этот вопрос дает Эльдар Рязанов.
"Настоящий сценарий - это тот, который написан хорошим живым
языком, который красочно фиксирует не только поступки героев, но и
рассказывает об их мыслях и чувствах, - убежден он. - Кроме
удовольствия для читателя, авторские ремарки, рассуждения,
отступления всегда помогут постановщику глубже проникнуть в
авторский замысел, обогатить собственную трактовку, более
талантливо интерпретировать литературное произведение".
Сценарии "Операции "Ы", "Кавказской пленницы" и
"Бриллиантовой руки", по мнению Рязанова, отвечают самым высоким
требованиям, предъявляемым к литературе. Они написаны легко, им *
присущи афористичность и емкость диалога, они искрятся юмором.
Юмор в условиях советского "зазеркалья", в которых писались
эти сценарии, был настолько причудливо переплетен с
действительностью, что порой трудно было отличить одно от другого.
Это подтверждают воспоминания Якова Костюковского из беседы с
корреспондентом "Московских новостей" Мариной Подзоровой (интервью
также включено в сборник). Но если перипетии съемок сегодня могут *
вызвать только улыбки, в то время авторам фильмов было не до
смеха.
"...В сценарии у управдома Мордюковой была такая реплика: "Я
не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает
синагогу", - вспоминает драматург. - Когда эпизод был уже готов,
последовал сигнал, а точнее, донос бдительных людей. Реакция была
ужасной. Большой начальник заявил: "Вы поставили еврейский вопрос
и никак его не решили". Переснимать не позволили, чтобы не
транжирить народные деньги. Велели переозвучить, а наши замечания
о том, что не совпадает артикуляция, пресекли: это ваши проблемы.
Замену "синагоге" большой начальник придумал сам. Управдом
Мордюкова в итоге произнесла: "Я не удивлюсь, если завтра
выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!"
(Кстати, сценарии публикуются без каких бы то ни было
изменений - ни "цензурных", ни действительно творческих,
возникавших в ходе создания фильмов. К примеру, в текст вернулась
та самая изначальная "синагога", папановский "Лёлик" именуется
"Механиком", а мироновский "Геша" - "Графом".)
Или еще эпизод. Знаменитая фраза из "Кавказской пленницы" о
том, что в соседнем районе жених украл члена партии, первоначально
по сценарию принадлежала Фрунзику Мкртчяну. Но реплику запретили,
сказав, что он произносит ее с подтекстом. Тогда на помощь пришел
Юрий Никулин. Его все настолько любили, что часто позволяли то,
чего не разрешали другим. Он "взял" на себя эту фразу - и она
действительно прошла.
По воспоминаниям Якова Костюковского, "разборки" с
начальством действовали на Гайдая убийственно: после них некоторое
время он был практически неработоспособен. "Они привели к тому,
что Леня совершил, на мой взгляд, большую ошибку - решил заняться
экранизациями, надеясь, что в этом жанре проблем будет меньше, чем
при съемке оригинальных сценариев, - рассказывает драматург. -
Увы, с экранизациями он хлебнул ничуть не меньше".
Что же касается зрителя, то он лишился многих удивительных
комедий, которые Гайдай мог бы снять. И тогда с экрана в зал, а
затем и в повседневную жизнь ушли бы новые десятки "крылатых"
фраз, которыми так насыщены и "Операция "Ы", и "Кавказская
пленница", и "Бриллиантовая рука". В книге опубликовано немногим
более сорока фраз (плюс знаменитые тосты из "Кавказской
пленницы"). "Надо, Федя, надо!", "А ты не путай свою шерсть с
государственной!", "Наши люди в булочную на такси не ездят" и,
конечно же, "Жить - хорошо. А хорошо жить - еще лучше", ставшая
заголовком сборника. А сколько не вошло! Никулинская "Спирт?" или
его же "Шашлык. Три порции. Выбросила в пропасть", вицинские "Да
здравствует советский суд - самый гуманный суд в мире!" или "А где
бабуля?", моргуновские "Чего шумишь, я инвалид!" или "Носком левой
ноги вы давите один окурок...", папановские "На это я пойтить не
могу" или "Смотри не перепутай, Кутузоу!"...
Сегодня в отечественном кино - время "Кавказских пленников"
(речь, конечно же, о хорошем кино). Талантливых, умных, озорных,
эксцентрических комедий - нет. Новая книга в чем-то восполняет
этот пробел. И заставляет еще раз задуматься над тем, что жить
хорошо только тогда, когда хорошая жизнь становится нормой.

Сегодня мы поговорим о самом красивом комедии советских времен – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех, а режиссером был Советский российский кинорежиссёр Леонид Гайдай.

Л еонид Гайдай

Советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Дата и место рождения – 30 января 1923 год, Свободный, Амурская губерния, Дальневосточная область, РСФСР, СССР

В том же 1923 году семья перебралась в Читу, затем - в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазково.

Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42, которую окончил 18 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.

С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).

В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне - Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.

В 1949-1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.

С 1955 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1956 году вышел первый фильм режиссёра - «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.

В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранен от режиссёрской работы.

Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал) его «простили».

Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди».

Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).

О перация «Ы» и другие приключения Шурика

Советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем.

Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз - «Серебряный дракон Вавеля».

Фильм состоит из трех новелл, объединенных фигурой главного героя Шурика, попадающего в самые невероятные ситуации. В «Напарнике» Шурик сражается с хулиганом Верзилой; в «Наваждении» весьма оригинальным способом готовится к экзамену; в «Операции «Ы» предотвращает «ограбление века», на которое идет знаменитая тройка - Балбес, Трус и Бывалый.

Приключения студента Шурика получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

А все начинается…

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории» включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя - студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.

Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправился 11 июля в Ленинград на личные переговоры.

В фильме Валерий Носик всё же снялся - он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене.

Л ида

Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.

И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге, 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу.

Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.

12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял. Было принято решение заменить снег подручными материалами - ватой, нафталином. Когда все было готово, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали… с конца.

С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.

12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».

Т акже интересно знать…

В сцене борьбы героев Демьяненко и Никулина, когда последний толкает ногой рельсовую тележку, она возвращается назад, ударившись об автомобильную покрышку. Однако, в следующем кадре мы видим, что за тележкой, подъезжающей к Шурику, нет никакой покрышки.

В новелле «Операция «Ы»» в сценке на рынке видно, что когда Балбес (Юрий Никулин) высыпает деньги из копилки за пазуху курточки, эти деньги потом высыпаются из-под курточки и падают вниз.

В момент, когда Юрий Никулин разбивает бутылки на базе, он кладет себе в куртку бутылку, взятую из ящика, в правый карман. Но в сцене сражения Шурика с Балбесом на шпагах, Шурик делает выпад и пронзает бутылку, которая появляется в левом кармане.

Главный автомобиль в ринке - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода.

Интересно, что даже сам режиссер фильма не ожидал такого успеха: в первый год «Операцию» посмотрели более 69 миллионов зрителей.

Картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе.

Гайдай и сам сыграл в фильме маленькую роль - алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!»

Отправляясь на «дело» преступники Трус, Балбес и Бывалый поставили на своем автомобиле номер Д 1-01. Такие номера были только на дипломатических машинах.

Источники – Википедия, КиноПоиск, Авивас.ру,

Леонид Гайдай – Операция «ы» и другие приключения Шурика – все самое интересное о режиссере и его фильмах обновлено: Март 12, 2018 автором: сайт



2024 supertachki.ru. Ходовая часть. Обзоры. Топливная система. Шины и диски. Салон. Двигатель.